Похоже, Москва всё-таки сделала правильные выводы из многовекторной политики Казахстана и будет отстаивать свои интересы. Мягко, дружелюбно и в духе сложившихся добрососедских отношений.
Друг-предатель хуже врага
Официально Москва и Астана были и остаются важнейшими партнёрами друг для друга. В прошлом году страны на XIX Казахстанско-Российском форуме по межрегиональному сотрудничеству подписали соглашения аж на 83 миллиона долларов США.
Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев договорились о реконструкции железной дороги Орск — Болашак, строительстве завода хлебобулочных изделий в специальной экономической зоне Qyzyljar, реализации с помощью русских инвесторов проекта по производству грузоподъёмного оборудования в Северо-Казахстанской области, проекта по производству оборудования для охлаждения молока в Костанайской области.
Россия будет строить Казахстану ТЭЦ в трёх городах.
При этом Казахстан максимально отстранился от Кремля после начала СВО и заявил о нейтралитете, отказался помогать России обходить санкции, да и в целом смотрит в сторону "манящего Запада": распроданы практически все ресурсы, ради статуса "любимой жены" Байдена в Средней Азии запущены биолаборатории, покупается западное вооружение, негласно впускается в страну, имеющую общее ПВО с Россией, контингент НАТО, мусульман-казахов приучают к "радужной" повестке, фонды финансируют вытеснение русского языка из жизни казахстанцев, поощряется национализм и русофобия. В духе лучших восточных мудрецов в Астане делают удивлённый вид, когда выясняется, что якобы списанные военные самолёты планируют передать другой бывшей союзной республике. Теперь вот заблокированы карты "Мир". Казахстан со своей многовекторной политикой дошёл уже до того, что "стучит" США на любого, кто пытается помочь России в среднеазиатском регионе.
Но при всём этом есть у казахских баев голубая мечта заработать на русских ещё больше: ведь можно возродить в условиях санкций новый Великий шёлковый путь из Азии в Европу через Казахстан. На деньги России, конечно. Или Китая. Построят дорогу, через которую идут все грузы из Азии в Европу, и можно дальше в принципе ни о чём не беспокоиться: пьёшь кумыс, а деньги капают.
Щелчок по носу. Предупредительный
Намечтали себе казахи светлое будущее, уже прибыль считали, и тут приходит новость, что Россия будет строить продолжение трассы М12 до самой китайской границы. Дорогу должны были завершить в Екатеринбурге, но русские доработали проект, согласно новому плану, участок Казань – Екатеринбург продлят до Омска, потом соединят с Новосибирском, проложат трассу в Бийск, после через Алтай и Монголию выйдут на Китай.
Протяжённость будущей трассы Москва – Китай сопоставима с маршрутом Париж – Дакар. Это около 8500 км. Груз в пути будет находиться намного меньше времени, чем если переправлять его морем.
К соглашению о создании этого коридора, помимо Индии, России и Ирана, были готовы присоединиться ещё с десяток стран, в их числе и Казахстан. А тут получается, об участии в проекте можно забыть и наблюдать только со стороны.
Светлое космическое… прошлое
Россия также готовится уйти с Байконура. Сегодня аренда космодрома — это существенное бремя для Москвы. Скоро место, откуда полетел в космос первый человек, окончательно перестанет быть нужным Москве. Когда-то именно непрогнозируемое поведение Астаны заставило задуматься о том, чтобы не арендовать площадку, а построить собственный космодром Восточный.
И как только необходимость в Байконуре, который получил в наследство от СССР "гордый и независимый" Казахстан, окончательно отпадёт, казахи не смогут содержать такой крупный объект за свой счёт. Останется лишь пасти скот на освободившейся земле.
Железнодорожный суверенитет
Не даст Москва зарабатывать на себе Казахстану и перевозя грузы по железной дороге. Строительство нового участка железной дороги по маршруту Коновалово—Татарская в обход территории Казахстана тому очередное подтверждение.
Сегодня поезда РЖД заезжают на территорию соседней страны на ветке Исилькуль — Горбуново. Маршрут был проложен ещё при СССР, тогда не думали о распаде страны. Формально участок путей общей протяжённостью 203 км принадлежит России, она его и обслуживает, но проходит он по территории Казахстана. За аренду земли Москва десятилетиями платит Астане и, как и на Байконуре, вкладывает средства в инфраструктуру.
То, что казахские власти желают иметь западных "друзей", заставляет русских заботиться о собственных интересах и держать критически важную инфраструктуру подальше от непостоянных партнёров: участок железной дороги со стратегическим значением построят в обход Казахстана.
Электрифицированная железная дорога длиной 585 км будет проложена по территориям Курганской, Тюменской, Омской и Новосибирской областей. Во-первых, это позволит обойтись без Петропавловского железнодорожного узла в Казахстане, а, во-вторых, разгрузит ветку на Омск, сейчас она – единственный маршрут между европейской частью России и Восточной Сибирью с Дальним Востоком.
Да, у этого участка железной дороги судьба долгостроя — прокладывать пути собираются с 2007 года. Но, как известно, русские лишь долго запрягают: после нескольких переносов сроков деньги хотят выделить уже в этом году.
И снова в пролёте
Намерена Москва и держать подальше от "доброго соседа" важный для существования страны тантал. С советских времён его переработкой после добычи занимался Казахстан, но теперь незаменимое в производстве вооружения, космических ракет и ядерных реакторов вещество вместо Ульбинского металлургического завода будут возить из карьеров на Соликамский магниевый завод. Там запустили опытное производство из порошка тантала, а на Екатеринбургском заводе по обработке цветных металлов уже отлили 8-килограммовый слиток.
Восток — дело тонкое
Многовекторному Казахстану, день ото дня с благоговением протягивающему Западу доказательства своей верности, стоит поучиться на чужих ошибках. До Астаны Москва методично отказывалась от совместных проектов лишь с одним соседом – страной "У". Чем закончились многочисленные "хотелки" Киева знают все.
Сейчас у Астаны отчётливо наметилась унизительная роль стороннего наблюдателя того, как развиваются проекты, где сами казахи могли бы участвовать наравне с русскими друзьями. Впрочем, изменить "вектор" дружбы никогда не поздно.
Дарья Пескова