16,1K подписчиков

Тамарина остановка, или Наш ответ японцам

417 прочитали

"В Японии железная дорога работает для одной школьницы" - писали в интернет-прессе в 2016 году. С тех пор "новость" эту перепечатывают регулярно.

Власти Японии проявляют невероятную чуткость к своим гражданам - железнодорожная станция Ками-Сиратаки на острове Хоккайдо работает ради одной-единственной школьницы, которая ездит на поезде на учебу и домой. Полустанок планируют закрыть, когда девочка закончит школу.
vesti.ru 11/01/2016

Японцы, конечно, молодцы. Но и у нас есть истории не хуже. Просто мы о них не знаем.

А я вам расскажу историю из той же книжки - "Дом, в котором ты учишься" Евгения Мара. И это не менее трогательная история.

Мар Е. Дом, в котором ты учишься. М., Л.,Детгиз, 1951. Рис. О. Шухвостова. Коллекция автора.
Мар Е. Дом, в котором ты учишься. М., Л.,Детгиз, 1951. Рис. О. Шухвостова. Коллекция автора.

..Вдоль железных дорог Советской страны протянулись железнодорожные рельсы. А вдоль дороги - будочки путевых обходчиков. Живут они там вместе со своими семьями - и с детьми, которым порой приходится отправляться в школу за много километров каждый день.

На одном из участков пути, что проходит далеко, в горах Сурамского перевала, есть особенный разъезд, который называется "Тамарина остановка".

...За много лет до Отечественной войны жила здесь девочка Тамара. Отец был обходчиком, а мама Тамары болела. Тамара ухаживала за мамой, сама вела хозяйство. И бегала в школу за 6 километров - ближе учиться было негде. А поезда шли мимо, и совсем не останавливались.

Пришла однажды Тамара из школы, озябшая, усталая. Поплакала, а потом, когда мама и братишка легли спать, а отец ушел на свой пост, села за стол и написала письмо: "Москва. Народному комиссару путей сообщения". Тамара просила - если можно! - дать приказ, чтобы утром местные поезда останавливались на минутку у их домика.

Шла неделя, другая... И в дождь, и в холод Тамара по-прежнему бегала в школу. Но вот однажды на разъезде остановился поезд, с подножки соскочил кондуктор, откозырял по форме и спросил девочку Тамару! Кондуктор сообщил, что пришел приказ из Москвы дважды в день делать у разъезда остановки - отвозить Тамару в школу и обратно... Кондуктор помог девочке сесть в вагон и дал свисток к отправлению. Так появилось название станции - "Тамарин разъезд". Кто знает, есть ли он сейчас?..

После войны существовали школы-интернаты (или школы с общежитиями) для детей железнодорожников. А для детей рабочих машинно-путевых станций создали школы на колёсах. Эти люди продвигаются по путям, которые сами строят или ремонтируют. Живут такие рабочие в вагонах, оборудованных под жильё. Один из вагонов - школа на колёсах. Есть там и парты, и школьная доска, и карта, на которой школьники отмечают путь, который проделал их поезд. Далеко от начальной точки пути заканчивают ребята учебный год!

А сколько радости бывало, когда к поезду прицепляли вагон-клуб! Дети и взрослые слушали выступления хора и солистов, игру на музыкальных инструментах, художественное чтение. Для танцев, правда, места маловато... А ещё привозили кинокартины, а порой удавалось увидеть представление кукольного театра! Интересно!

Была ещё такая штука - культурно-бытовые поезда.

Огонек. 1965г. Фото Г. Копосова
Огонек. 1965г. Фото Г. Копосова

Тут я подсуну вам заметку из "Огонька" 1960-х:

"Эта маленькая станция лежит на 5620-м километре от Москвы. Пассажиры лишь мельком видят из окон четыре заснеженных домика, и опять сопки, опять тайга. А вот наш поезд стоит тут сутки. Внешне он не отличается от поездов дальнего следования, только на окнах таблички с надписями: «терапевт», «зубной врач», «парикмахерская», «сапожник», «закройщик», «аптека», «магазин». И еще объявления, что в клубе сегодня просмотр новых кинокартин, а в техкабинете лекция.
Для того, чтобы облегчить быт рабочих на станциях, где живут всего лишь несколько человек, созданы такие культурно-бытовые поезда. За сутки, пока стоит поезд, можно успеть показаться врачу и по ставить пломбу на больной зуб, купить все, что требуется по хозяйству, отдать в починку обувь, посмотреть новый кинофильм и даже скроить из купленного в магазине материала платье или костюм. Тут же, в поезде, работает стол заказов. Можно выписать холодильник, стиральную машину, мотоцикл, и в следующий приезд их тебе доставят на дом. В Иркутском отделении Восточно-Сибирской железной дороги создано несколько таких поездов. Целый день около поезда, на какой бы станции бы он ни остановился, оживленно.
Вечером наступает затишье. Работают только вагон-клуб и техкабинет".
"Огонек", 1965г.

Вот такие "картинки прошлого"...

До новой встречи!

Искренне ваша, Умная Эльза