Найти тему
Порцелиновый фан

Шурига Пелагея Николаевна (1900-1980). Художник ЛФЗ.

Здравствуйте, друзья! По мне, так Пелагея Николаевна должна была бы иметь фамилию Шурыга (от слова "шурыга", по Далю - непутёвый человек, обманщик, мошенник (моск.).), но, возможно, документы ей были выданы на украинском, где звук "Ы" пишется как русское "И", поскольку родилась она 30 апреля 1900-го года в Харькове, там же жила, окончила гимназию, посещала студию Элеоноры Блох (ученицы Родена), и только в 1920-м году поступила во ВХУТЕМАСе в Москве, где занималась в мастерской А.М. Лавинского, то и документы у ней, скорее всего, были на "украинском". Напомню, что с 1919-го по 1934-й годы Харьков был столицей УССР, где большевиками проводилась повальная украинизация ("коренизация") населения в качестве борьбы с "русским шовинизмом". Кто был не готов "украинизироваться" - уезжали.

Но все эти исторические догадки ныне не важны - пусть остаётся Шуригой.

В 1922-м году Шурига уже в Петрограде - учится на скульптурном факультете Академии художеств (ВХУТЕМАС) в мастерской А.Т. Матвеева (закончила в 1925-м).

П.Н. Шурига в мастерской Матвеева А.Т. Фото 1922-го года.
П.Н. Шурига в мастерской Матвеева А.Т. Фото 1922-го года.

В 1929-м принята на Фарфоровый завод (ГФЗ). Она много работает над бюстами...

По какой причине в 1936-м году она из скульптора завода перешла на должность заведующего музеем ГФЗ (ЛФЗ), неизвестно. Возможно, её работы были мало востребованы, или большинство из них были слишком далеки от эстетики "социалистического реализма" - основного направления в искусстве СССР 1930-х годов, и она решила "чистым" творчеством заниматься дома, а на заводе - просто "сидеть на зарплате"?

Как пример "формалистических" исканий П.Н. Шуриги, близких к АРХАИКЕ, но далёких от эстетики соцреализма, скульптурная двухфигурная композиция "Адам и Ева". 1930-е.
Как пример "формалистических" исканий П.Н. Шуриги, близких к АРХАИКЕ, но далёких от эстетики соцреализма, скульптурная двухфигурная композиция "Адам и Ева". 1930-е.

А это - бюст "Портрет охранника". Образ универсального охранника от 1936-го года.

Бюст  "Портрет охранника". 1936. Я бы его назвал "Человек обыкновенный".
Бюст "Портрет охранника". 1936. Я бы его назвал "Человек обыкновенный".

Тем не менее её фарфоровая работа конца 1930-х годов - "Девочка-пионерка Азербайджана" - до Войны активно тиражировалась и расписывалась известными художниками завода.

Статуэтки "Девочка-пионерка Азербайджана" высотой от 28,2 до 28,4 см. Первая и последняя (третья) расписаны Лупановой Е.Н., в середине - роспись Воробьёвского А.В. Все - 1941. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Статуэтки "Девочка-пионерка Азербайджана" высотой от 28,2 до 28,4 см. Первая и последняя (третья) расписаны Лупановой Е.Н., в середине - роспись Воробьёвского А.В. Все - 1941. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

Это были уменьшенные копии большой скульптуры высотой 142 см.

Шурига Пелагея Николаевна (1900-1980); Формовщик: Шмаков, Павел Васильевич (1866-?) Скульптура "Девочка-пионерка Азербайджана" 1940 г. Размеры: 142,0*40,0*35,0 см. Музей Фарфорового завода (филиал музея "Эрмитаж").
Шурига Пелагея Николаевна (1900-1980); Формовщик: Шмаков, Павел Васильевич (1866-?) Скульптура "Девочка-пионерка Азербайджана" 1940 г. Размеры: 142,0*40,0*35,0 см. Музей Фарфорового завода (филиал музея "Эрмитаж").

А эта статуэтка в эстетике ПРИМИТИВИЗМА вряд ли прорвалась в тираж... Называется "Пионерка Азербайджана". 1939.

Скульптура "Пионерка Азербайджана". 1939. Государственный Русский музей.
Скульптура "Пионерка Азербайджана". 1939. Государственный Русский музей.

В должности заведующей музеем при заводе она и встретила 1941-й год. Вместе с экспонатами музея Шурига была эвакуирована в город Ирбит Свердловской области. Туда же были эвакуированы и работники предприятия. Некоторые не доехали (например, сёстры Данько)... В годы Войны она создавала бюсты работников оборонного завода в Ирбите в гипсе. В 1943-м году в Ирбите состоялась её первая персональная выставка.

Скульптура "Стоящая". 1943. Расписанная глина (терракота). И снова - ПРИМИТИВИЗМ.
Скульптура "Стоящая". 1943. Расписанная глина (терракота). И снова - ПРИМИТИВИЗМ.

В 1945-м году П.Н. Шурига возвращается в Ленинград. Но на заводе она оказалась никому не нужна, и её уволили. Она продолжает работать в портретном жанре: создаёт бюсты и графические работы, выполняет отдельные заказы для ЛФЗ.

"Офицер с девушкой. Разговор." 1945. Фарфор, роспись. ПРИМИТИВИЗМ.
"Офицер с девушкой. Разговор." 1945. Фарфор, роспись. ПРИМИТИВИЗМ.

"Девочка с голубями". 1957. Фарфор.
"Девочка с голубями". 1957. Фарфор.

В "шестидесятые" она интересуется жанром НЮ. Выполняет несколько таких работ в фарфоре, создаёт серию работ "На пляже" (в терракоте и в фарфоре).

В той же, полюбившейся ей архаичной манере она создаёт вазы с лепниной и такие панно, как например, "Право на Труд" и "Право на отдых".

В 1970-е годы у Шуриги появилась своя мастерская на Песочной набережной. Там она усиленно работает над скульптурой, много рисует, делает литографии.

В музее авторского фарфора (Музей фарфора и шахмат) в Санкт-Петербурге один из стендов посвящён творчеству П.Н. Шуриги. См. галерею ниже...

Стенд со скульптурными работами П.Н. Шуриги. Блюдо с портретом П.Н. Шуриги с "Цветущим кактусом" - это работа современного художника ИФЗ Жуковой Юлии Леонидовны. Первая скульптурная работа, представленная на стенде  - "Обнажённая, сидящая на табурете", 1960-е, вторая - "Девочка с голубями", 1957. Листайте галерею вправо.
Стенд со скульптурными работами П.Н. Шуриги. Блюдо с портретом П.Н. Шуриги с "Цветущим кактусом" - это работа современного художника ИФЗ Жуковой Юлии Леонидовны. Первая скульптурная работа, представленная на стенде - "Обнажённая, сидящая на табурете", 1960-е, вторая - "Девочка с голубями", 1957. Листайте галерею вправо.

В 2020-м году в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков прошла выставка "Цвет и пластика образа. Пелагея Шурига", посвящённая 120-летию со дня рождения Мастера. Но все мы помним, какую пляску на костях с остановкой практически всей экономики страны, с обязательными масками и перчатками, с запретом выхода из дома и поездок на общественном транспорте, с закрытием музеев, с вакцинацией, которую надо-де теперь человеку пожизненно проводить каждые полгода и пр., и пр. устроила "патриотическая" Российская власть под диктовку глобалистов из ВОЗ и ООН (при всём том чудесным образом все эти жёсткие меры строительных фирм с их строителями-мигрантами никак не коснулись - вот где настоящая экономика, и вот где настоящие деньги крутились!). Так что навряд ли на данной выставке побывало тогда много народа.

Спасибо за внимание, спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. При желании, если хотите с чем-то поспорить, уточнить или высказать своё мнение - пишите комментарии. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена и анонсировать их, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!

Еда
6,23 млн интересуются