В свое первое авиапутешествие я отправился в пятилетнем возрасте.
Родители моего отца - мои бабушка и дедушка - жили в Якутске, и как-то летом мы всей нашей семейкой отправились к ним в гости.
Путь с Дальнего Востока в административный центр Якутской АССР был не близким. Железной дороги до Якутска тогда не существовало, и не было еще даже БАМ-а. В общем, до Якутска можно было - как в песне - "только самолетом долететь".
И мы отправились в Якутск на огроооомном (так мне, пятилетнему малышу, показалось) и удивительном самолете - Ан-24.
Я смотрел на этот прекрасный самолет снизу вверх - широко раскрытыми детскими глазами.
Я впитывал всё - и эти "колеса", называемые, как позже выяснилось, "шасси".
И эти подкопченные большие штуки под крыльями, из которых выходили стойки шасси, и к которым спереди крепились синие винты с покрашенными желтой краской оконцовками.
А этот волшебный, восхитительный звук двигателей Ан-24!
Как теперь ясно, эта мелодия неба покорила не одно мое детское сердце, но что касается меня, свою первую любовь к "Аннушке" я пронес через всю свою жизнь, а в ней было немало всякого.
И самолетов было немало - всяких. И наших, и не наших. Но ни один из них не казался мне таким близким, добрым, душевным, волнующим - как Ан-24...
...С родителями я летал на Ан-24 еще много раз. И каждый полет для меня был огромным приключением и радостным переживанием. Я впитывал каждый элемент, каждый этап.
Вот мы входим в Храм - в аэровокзал.
Вот нас ведут к Самолету.
Вот я смотрю снизу вверх на высоко вздымающийся хвост с алым флагом СССР на нем, на большие винты под огромным крылом...
Вот поднимаемся по трапу и входим в головокружительно - "по-самолетному" - пахнущий салон.
Вот ждем запуска двигателей.
Вот начинают раскручиваться винты - сперва медленно, затем всё быстрее.
Вот их нежное, ласковое, поочередное вступление перерастает в мощный двухголосый дуэт.
Вот мы трогаемся... Едем... Едем, постукивая колесами шасси по стыкам и трещинам покрытия аэродрома. Совершаем повороты, развороты, пробежки - и всё это время двигатели поют. Их голос временами словно умолкает, будто отстает, скрывается где-то за углом, и спустя несколько мгновений возвращается, настигает, налетает откуда-то с небес, охватывает и влечет нас дальше.
Наконец мы останавливаемся, и тут выясняется, что всё это время, пока мы искали путь к взлетно-посадочной полосе, двигатели работали вполсилы.
Приходит время показать их настоящую мощь!
И они берут новую, доселе не слыханную ноту. Мощный турбовинтовой аккорд окутывает уши ватой - самолет, подрагивая, трогается с места.
Неведомая сила начинает тихонько прижимать к спинке кресла, самолет движется всё быстрее... быстрее... Слышен нарастающий гул и глухой стук от ударов колес по неровностям ВПП, и вдруг всё это прекращается - мы взлетаем!
Еще несколько секунд - и стойка шасси прячется в мотогондолу, а всё это жадно поглощается моими детскими глазами.
Сопровождаемые равномерным гулом моторов и размеренно накатывающими волнами легкой вибрации, мы отправляемся в самый долгий перелет - Магдагачи-Якутск. Самый долгий из тех, что нам уже пришлось совершить на всем маршруте рейса, включающего несколько промежуточных посадок.
Мало кто знает о существовании "поселка городского типа" в Амурской области с таким дивным названием - Магдагачи. Я же его в детстве зазубрил назубок.
Именно отсюда совершался "финальный спурт" на Ан-24 до Якутска.
При крейсерской скорости Ан-24 порядка 450 километров в час преодоление без малого тысячи километров между Магдагачи и Якутском занимало около трех часов, хотя мне тогда казалось что все четыре.
Перелет по моим ощущениям длился так долго, что надоедало даже мне.
Летим и летим, летим и летим, летим и летим... Да что ты будешь делать!
А внизу всё тайга, тайга, тайга... Широка страна моя родная!
И вот наконец выпускаются шасси! Верный признак, что до посадки осталось минут двадцать - тридцать...
Советский космонавт Евгений Леонов - первый человек, совершивший выход в открытый космос, - как-то поделился самым необычным ощущением, которое он испытал во время своего подвига.
Такое ощущение вызвали у него... звезды под ногами!
И в самом деле - с самого момента возникновения жизни на Земле ее обитатели могли видеть звезды только вверху, над головой. Чтобы увидеть звезды - надо смотреть вверх.
На Земле под ногами можно увидеть разве что отражение звезд в лужах.
Колесо, парящее высоко в небесах, во многих сотнях метров над любой дорогой, тоже можно отнести к разряду чего-то такого - "рвущего шаблон".
Видимо поэтому шасси над тайгой - одна из самых впечатляющих картин, поразивших мое детское воображение.
Сравниться с ней может разве что живописное полотно посадки - деревья внизу вдруг начинают увеличиваться, вместе с ними в размерах увеличиваются домики и прочие строения, земля под крылом начинает двигаться быстрее... Быстрее... Еще быстрее... И вот под крыло внезапно запрыгивает лента взлетно-посадочной полосы, колесо шасси приближается к ней... Зависает в паре десятков сантиметров.... И... Бум! Бум! Бум-бу-рум! Касание!
Тут же, следом, громогласно наваливается звук хорошо поработавших двигателей, начавших звучать в иной, "земной" тональности - прибыли! Совершили посадку!
О чем-то таком сейчас объявляют в здании аэровокзала.
Наш полет завершился.
Завершаю путешествие в прошлое и я...
Возвращаемся в настоящее
Аннушки, моя первая любовь, которую я пронес через всю свою жизнь, всё еще летают.
"Иных уж нет, а те" - старенькие, латанные-перелатанные, - всё еще подставляют свое крепкое крыло под локоть вставшей с колен державы, чтоб та вновь не грохнулась лицом в грязь.
Они закрывают своими натруженными крыльями зияющие прорехи в транспортной связности самой большой страны мира.
Не смогли эти прорехи, этот тришкин кафтан полностью залатать ни суперджеты, ни боинги, ни эйрбасы.
Страна очень большая. Прорех - слишком много.
Самолетов - слишком мало.
Да плюс новая беда - в стране развелось слишком много "патриотов".
"Патриоты" эти не задаются вопросом - сколько нужно стране самолетов.
Их не волнует - когда.
Им некогда думать о Родине - они "гордятся"!
Гордятся славным прошлым той страны, которую они развалили.
Гордятся тем, что спустя 20 лет после начала разработки МС-21, не то к восьмому, не то к десятому самолету не то пришпандорили крыло, не то "поставили под ток" с непонятными перспективами, когда полетит хотя бы один из них.
Они вдохновляются картинами светлого будущего, нарисованными у очага Папы Карло - и не замечают, что таким черепашьим шагом, каким строится МС-21, запрыгнуть хотя бы в последний вагон уходящего поезда будущего - надо будет еще постараться...
Ну а "аннушки"...
Им бы на пенсию - в музей авиации, на аллею славы Великой Авиационной Державы.
Некогда великой.
Да кто ж их отпустит?
Нет, и им тоже увеличили пенсионный возраст. Придется трудиться в сложных условиях Севера аж до 30-х годов.
А там на смену, глядишь, "придет молодежь" - Ил-114-300.
Но это не точно...
Будущее, впрочем, покажет, какова точность планов, прожектов, обещаний.
Мы же будем следить за развитием событий.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе.
Берегите себя и своих близких.
До встречи!