А я еще посмотрела тут киноверсию пьесы Эдварда Олби "Кто боится Вирджинии Вульф?" 1966 года со звездной парой Элизабет Тейлор и Ричардом Бёртоном.
Не ожидала такого эффекта, но послевкусие не отпускает меня уже вторые сутки, поэтому, наверное, есть смысл написать хотя бы пару фраз об этом - просто чтобы отпустить (или чтобы они меня уже отпустили).
Дело в том, что душевнозатратное кино я люблю смотреть с телефоном наперевес, параллельно читая биографии участников событий, документальные свидетельства этих событий или материалы киноведов-театроведов о произведениях, положенных в основу фильма. Так что я, конечно, довольно много прочитала материалов и в процессе, и после просмотра фильма - о Вирджинии Вульф, об Эдварде Олби, о пьесе, о ее смысле, о наиболее ярких ее постановках и т.д.
Ну, есть у меня такой задвиг - аж кушать не могу, пока не докопаюсь до какой-то одному моему внутреннему Я известной сути вопроса - то бишь, понимания, чем это является для меня.
В общем, "Нам не страшен серый Вульф, серый Вульф, серый Вульф" - кстати, мотивчики разные, хоть и немного похожие - на самом деле, в наше время (после "Бриллиантовой руки") превратился бы скорее в "Песню про зайцев" - в именно том самом смысле:
А нам всё равно, а нам всё равно,
Пусть боимся мы волка и сову.
Дело есть у нас — в самый жуткий час
Мы волшебную косим трын-траву!
Писательница Вирджиния Вульф тут сбоку-припеку, для красного словца вроде бы. Однако... я бы не спешила с такими выводами.
Вот так косили-откашивали два хороших человека от реальной печали в своей совместной жизни - и пришли к почти триллеру, который мне в какой-то момент, перед самым рассветом, напомнил не то "Заводной апельсин", не то "Забавные игры".
И с каким облегчением я выдохнула, когда они отпустили-таки своих несчастных гостей, которых трепали как петрушек всю ночь, используя как статистов в своей мутной и невыносимой игре.
И самое грустное при этом, что эти два человека по-настоящему любят друг друга.
Элизабет Тейлор меня там очень удивила - я и не ожидала, что ей под силу такие роли. В этом фильме можно поверить, что она такая и есть, как ее персонаж. Но что-то подсказывает мне, что это талант перевоплощения. Супружеская пара в жизни - и супружеская пара на экране. Это стоит увидеть. Но стоит и предупредить - это кино не развлекательное. И, может быть, даже уже и не очень современное - в наше время собачиться супругам уже давно вошло в норму. Но в шестидесятые это было откровением - после культа степфордских жен.
Ну, а в конце фильма, стряхнув с себя недоумение, я подумала, что как бы было здорово пригласить эту пару на сеанс системной семейной терапии! Вместе с папашей Марты, разумеется.
Но, в общем-то, финал там и так вполне жизнеутвердающий - хоть и через полное разрушение их совместной много лет лелеемой и взращиваемой фантазии, но все же супруги приняли реальность и неизбежность этого разрушения. И именно этим открыли себе врата в новую жизнь.
Просто можно было и не мучиться так долго.