Палаццо Стери, Сицилия, 17 марта 1658 года
Толпа затаила дыхание. Огонь жадно лизнул хрупкие деревянные поленья, распространяя густой дым. Сквозь потрескивающие языки пламени показалась высокая фигура – закованный в цепи, но несломленный взглядом, монах Диего Ла Матина стоял на краю своей последней битвы.
Он не молился. Он не просил о пощаде. Он смотрел в лица людей, среди которых были и те, кто пытал его, и те, кто боялся даже произнести его имя.
Так закончилась история человека, который сразился с самой инквизицией.
Но кем был этот монах? Святотатцем или борцом за справедливость? Жертвой или мстителем?
Монах-бунтарь: преступник или революционер?
Родившись в небольшом сицилийском городке Ракальмуто, Диего с юности казался чуждым монашескому призванию. Несмотря на принятый обет, он больше напоминал разбойника, чем смиренного слугу Господа.
Молодой августинец бродил по деревням, участвовал в стычках, совершал кражи – и это быстро привело его к аресту. В 1644 году, в возрасте 22 лет, он впервые попал в тюрьму.
Но Диего был человеком неукротимого духа. На следующий год его снова арестовывают, а в 1646 году он уже предстаёт перед одним из самых страшных судов того времени – Святой инквизицией.
Обычные преступники попадали в руки светского правосудия, но Диего судили инквизиторы. Что же он совершил?
Вероятно, кто-то донёс на него, обвинив в ереси. И хотя подробности обвинений теряются во мраке истории, можно предположить, что Диего выступал против догм церкви, говорил лишнее или слишком открыто бросал вызов власти духовенства.
За это наказание было жестоким: пять лет на галерах.
Годы ада: выжить на веслах
Галеры XVII века – это плавучие могилы. Заключённые грёбли до изнеможения, закованные в цепи, питаясь гнилой пищей и задыхаясь в зловонном трюме.
Для большинства такой приговор означал медленную смерть. Но Диего выжил.
После отбытия срока его вернули в Палаццо Стери, где он ожидал освобождения. Но свобода так и не наступила.
Испытания, что ломают даже самых сильных
Инквизитор Хуан Лопес де Сиснерос, фанатик и жестокий палач, не собирался оставлять мятежного монаха без "воспитания".
Диего вновь оказался в темнице, где его подвергли страшной пытке "эстакадой":
- его усаживали на деревянный топчан,
- к ногам привязывали тяжёлые гири,
- тело натягивали, пока суставы не выворачивались из своих пазов.
Но даже после этого Диего не сдавался.
И всё же боль и страх сделали своё дело – он признал себя еретиком и богохульником.
Однако приговор оказался неожиданным: его не казнили, а решили сослать в монастырь до конца жизни.
Диего разъярился. Это было не милосердие, а насмешка. Ещё годы плена, ещё годы мучений, и всё ради чего?
Но никто не мог предположить, что он осмелится сделать то, чего не решался никто.
Восстание против инквизитора
Однажды ночью, находясь в цепях, Диего совершил невозможное – он разорвал кандалы на своих запястьях.
Инквизиторы подняли тревогу. Его снова схватили. Сиснерос лично вызвал его на допрос.
Сидя перед своим палачом, Диего услышал, как тот с холодной улыбкой пообещал запытать его до смерти.
В этот миг что-то щёлкнуло внутри монаха.
Скорее инстинкт, чем расчёт. Скорее гнев, чем страх.
Он перепрыгнул через барьер, отделявший его от судьи, схватил железный прут и обрушил его на голову инквизитора.
Первый удар.
Второй.
Третий.
Он не остановился, пока Сиснерос не замолчал навсегда.
Перед свидетелями, перед богом, перед самим собой Диего совершил невозможное – он убил инквизитора в его собственном зале суда.
Последний приговор
Никакого суда больше не требовалось. Приговор был очевиден – аутодафе, казнь на костре.
17 марта 1658 года, после 12 лет заключения и пыток, Диего Ла Матина был сожжён заживо.
Кем он был на самом деле?
Фра Диего Ла Матина остался единственным человеком в истории, убившим инквизитора прямо в зале суда.
Он был преступником? Возможно.
Еретиком? Вероятно.
Но он был и бунтарём, бросившим вызов системе, перед которой дрожали тысячи.
Сегодня его имя забыто.
Но в огне, что сжёг его тело, пылала не только ересь, но и ярость человека, который отказался жить на коленях.