В связи с появлением новых технологий и интернет-ресурсов, которые облегчают обмен информацией между пользователями (RSS, блоги, социальные сети, видеохостинги и др.) возникает и такое понятие как «социальные медиа».
Общепринятого определения понятия «социальные медиа» до сих пор в науке нет. Скорость технологизации общества растет и теоретическое определение понятия «социальные медиа» может быстро потерять свою актуальность из-за своей специфики.
Приведем ряд определений, которые, на наш взгляд, наиболее удачно иллюстрируют суть феномена.
Н.Г. Неяскин дает следующее определение «социальные медиа - это категория веб-сайтов, предоставляющих возможность публикации, обмена и обсуждения контента широким кругом пользователей» [4, с. 1], «вебсайт» здесь «место в интернете, которое определяется своим адресом (URL), имеет своего владельца и состоит из веб-страниц, которые воспринимаются как единое целое» [4, с. 1].
Д. Мерти: «В широком смысле социальные медиа означают множество относительно недорогих и широкодоступных электронных инструментов, позволяющих любому человеку публиковать и получать информацию, сотрудничать и выстраивать отношения с другими людьми» [7].
А. М. Каплан и М. Хенлейн определяют «социальные медиа» следующим образом: «...это группа интернет-приложений, которые основываются на идеологических и технологических основах Web 2.0 и позволяют создавать пользовательский контент и обмениваться им» [6], где под технологией Web 2.0 понимается «тенденция развития интернет-сайтов, в основе которых лежит нацеленность на социализацию проектов и сервисов, их улучшение самими пользователями» [6]. Так, любой человек, который является пользователем интернет-сайта, получает возможность быть также и его редактором, автором. Таким образом, развитие технологии Web 2.0 сделало пользователей информационно активными, а информацию - продуктом коллективного творчества.
Элвин Тоффлер ввел термин «просьюмер», который образован от сочетания английских слов producer (производитель) и consumer (потребитель). Этот термин характеризует экономику, в которой стираются границы между потребителем и производителем.
Сегодня, по мнению В.Е. Буденковой, термин «просьюмер» стал употребляться для обозначения «нового типа покупателя, вовлеченного в процесс производства товаров и услуг посредством обмена информацией, обратной связи, а также для обозначения субъекта трудовой деятельности, занятого «производством для себя»» [2, с. 286].
Социальные медиа позволяют человеку выступать как распространителем, редактором, так и создателем массовой информации. Тем не менее, многие занимают позицию пассивных наблюдателей – читают или наблюдают, но не вносят свой вклад.
Джейкоб Нилсен (J. Nielsen) предложил правило «90-9-1», суть которого заключается в том, что «90% пользователей социальных сетей являются пассивными наблюдателями, 9% время от времени вносят свой вклад и 1% пользователей активно участвуют и вносят наибольший вклад» [8]. По мнению автора, лишь крошечное меньшинство пользователей обычно отвечает за непропорционально большой объем контента и других системных действий.
Роскомнадзор приступил к созданию реестра социальных сетей. К социальным сетям отнесены: «…Facebook, Twitter, Instagram, TikTok, Likee, YouTube, «ВКонтакте» и «Одноклассники»» [9].
Разработаны следующие аспекты требований законодательства Российской Федерации, применимых к этим информационным ресурсам:
- требования к содержанию правил использования социальной сетью;
- обязанности провайдера хостинга;
- рекомендованы счетчики посещаемости для социальных сетей;
- права пользователей социальной сети.
Под ролевой моделью мы будем понимать человека или группу, которые осознанно или неосознанно побуждают других людей следовать своему поведению, выступая, таким образом, образцом, примером для подражания.
Роберт Мертон считается автором термина, а Альберт Бандура раскрыл феномен ролевого моделирования. Альберт Бандура, в частности утверждал, что «…многие образцы поведения и мысли усваиваются через процесс социального моделирования, в результате наблюдения или подражания, когда наблюдатели пытаются воспроизвести определенное поведение и мысли ролевой модели» [1].
При помощи ролевого моделирования можно сформировать ценности, установки, взгляды, образ мыслей и поведения. Наблюдатели приобретают новые формы поведения в ходе наблюдения за поведением и деятельностью других людей, в ходе просмотра фильмов, сериалов, блогов, прослушивания подкастов, «слежения» за жизнью интересующих людей. Таким образом, у каждого конкретного человека, может быть расширен поведенческий репертуар, за счет наблюдения за «жизнью других». Пользователи «мигрируют» по социальным сетям, в разное время и для разного возраста становятся актуальными разные интернет-площадки.
Механизмы подражания ролевой модели у взрослых несколько иные, так как уже сформирована критичность восприятия информации и предложенные образцы поведения могут применяться, когда у человека нет возможности применить любой другой способ освоения незнакомых действий. Одной из функций моделирования выступает функция усиления намерения изменить поведение или функция уверенности в себе. Человек, усваивая новое поведение, может меняться. Моделирование передает социальные нормы, как бы показывая, что «все так делают». Например, соблюдают или не соблюдают правила дорожного движения, этикетные нормы при общении не только в социальных сетях и т.д.
Было выявлено, что воздействие ролевых моделей на наблюдателей определяется следующими факторами: «… привлекательность ролевых моделей, воспринимаемая социальная компетентность, доверие» [3]. Когда блогер раскрывает свою личность в социальной сети, это повышает доверие к нему, к тем материалам, которые он публикует, но, в тоже время это повышает и ответственность за содержание публикуемых материалов.
Сильное влияние на наблюдателей оказывают те ролевые модели, которые выступают символами желаемых качеств (например, ролевая модель демонстрирует власть, богатство, сексуальную привлекательность, мужественность) или если наблюдатель замечает сходство между ролевой моделью и им самим.
Если ролевые модели показывают свою реальную жизнь, например, как они решают возникающие в их жизни проблемы, то сила влияния ролевой модели возрастает. Наиболее сильное воздействие оказывают те ролевые модели, которые как и наблюдатели, время от времени терпят неудачу, живут обычной жизнью, а не только демонстрируют постоянный успех, что мы и наблюдаем в сегменте популярных блогеров русскоязычного интернета.
Технология ролевых моделей успешно использовалась в США при планировании и проведении многих профилактических программ [3; 5].
Но, интернет, как глобальная площадка транслирует разные ценности, иногда и отличные от ценностей традиционной культуры, а люди присваивают не только хорошее, но и плохое. Поэтому, законодатель регламентирует деятельность владельцев социальной сети, а также и самих «просьюмеров».
Например, в соответствии с частью 1 статьи 10.6 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» владелец социальной сети обязан:
«… не допускать использование социальной сети в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань, информацию, порочащую гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями и др.»
Социальные медиа дают возможность человеку проявлять и выражать себя и наделяют потребителя для этого различными технологическими средствами. И у пользователей, и у владельцев социальной сети появился мощный инструмент влияния. Социальные сети — это форма среды для совместной работы, общения и там должны соблюдаться законы человеческого общения, которые не меняются при переходе на новую платформу.
Автор: Татьяна Сурнина, к.п.н., доцент Департамента экономики и управления