Не хотите покупать полис ОСАГО, тогда платите штраф в 80 000 тысяч рублей. С инициативой повышения штрафов для любителей езды без автостраховки выступили в Госдуме. Депутаты считают, что в некоторых регионах России количество «теньков» без ОСАГО превышает 70% от общего числа автолюбителей на дорогах. Интересно, что чаще всего без полиса катаются по дорогам Чечни, Дагестана и Ингушетии.
Наверное, нужно напомнить, что штрафы за езду без ОСАГО пытаются поднять с 2022 года, но пока решение не принято. Кроме того, эксперты считают, что штрафные санкции не решат проблему.
Что предлагают сенаторы и депутаты?
В целом инициатива направлена на снижение количества так называемых «теньков». То есть автомобилистов, которые не хотят оформлять обязательные полисы ОСАГО. При этом действующие штрафы слишком малы и не позволяют эффективно контролировать страховую сферу. Логика в этом есть, ведь нарушителям действительно выгодно кататься без полиса. В случае выявления нарушения они могут отделаться небольшим штрафом в размере 500-800 рублей.
Депутаты предлагают внедрить сразу несколько изменений:
1. Штраф за управление ТС без обязательного полиса составит 80 тысяч рублей или в размере зарплаты в период за последние 6 месяцев.
2. Суды смогут наказывать нарушителей исправительными работами на срок до 480 часов или арестом на 6 месяцев.
Конечно, пока это лишь очередное предложение, которое даже не внесли на рассмотрение в Госдуму. Главная проблема заключается в том, что, если введут такие штрафы, то их вряд ли смогут потянуть все автомобилисты. Эксперты считают, что такое решение может привести к росту выдачи фиктивных страховок.
В целом проблема действительно серьезная. Например, в некоторых российских регионах до 70% водителей управляют авто без ОСАГО. Это может показаться странным, но эти же регионы оказались лидерами по частоте наступления страховых случаев. В частности, речь идет о Республике Ингушетия (более 77% водителей не имеют страховки.), Чечне – до 60%, а также Северной Осетии, где страховку не покупают в 40% случаев.
Если говорить о более развитых регионах, в том числе Москве, то там редко встречаются водители без ОСАГО. Например, в той же Московской области без полиса встречается не более 2% водителей.
Почему водители не хотят покупать ОСАГО?
Причины называют разные, но в основном речь идет о банальной экономии. Полисы ОСАГО дорожают ежегодно, поэтому далеко не все водители готовы тратить деньги на документ, которым фактически могут никогда не воспользоваться. По крайней мере, именно так рассуждают отдельные автомобилисты.
Интересно, что в таких регионах, как Ингушетия, полисы не оформляют из-за низкого уровня социальной ответственности. Проще говоря, водители считают, что никогда не попадут в ДТП и не думают о наступлении страхового случая.
Еще один необычный момент связан с регионами, где редко оформляют полисы ОСАГО. Если верить статистике РСА, то на первом месте по количеству страховых случаев находится Республика Ингушетия, а за ней следует Чечня. Специалисты считают, что такая странная тенденция вполне обоснована стилем езды в указанных регионах. То есть аварийных ситуаций на дорогах гораздо больше.
Решать проблему лихачей и «внеполисных» регионов хотят разными способами. Причем повышение штрафов является лишь одним из таких инструментов.
Больше камер на дорогах, выше штрафы для лихачей
Аналитики Российского союза автостраховщиков признаются, что в регионах, где полисы покупают реже, можно заметить еще одну проблему. Дело в том, что страховые выплаты по ОСАГО во «внеполисных» регионах превышают все рекордные показатели. Проще говоря, страховщики и автоюристы зарабатывают на том, что накручивают суммы причиненного ущерба. Разумеется, за такую нелегальную аферу они получают свой процент.
Нельзя сказать, что ситуация с оформлением ОСАГО по всей России критическая, но хорошего в этом мало. В российской глубинке автомобилисты не могут позволить себе страховку из-за роста цен. Причем сумма в 10 тысяч рублей за ОСАГО уже считается огромной, а что будет дальше, можно легко спрогнозировать – полисы подорожают.
Но и без ОСАГО не обойтись, так как полисы гарантируют, что участники дорожного движения находятся в равной ситуации. А еще эксперты считают, что по мере роста цен на автостраховку многие водители из бедных регионов начнут массово отказываться от «автогражданки».
Сейчас проблему хотят решить за счет внедрения системы проверки полисов с помощью камер на дорогах. В тестовом режиме проект запустили пару лет назад, но было выявлено множество ошибок. Судя по всему, с внедрением новых технологий система может заработать на полную мощность.
Складывается неоднозначная ситуация. На одной чаше весов находятся интересы добросовестных водителей, а на другой – недоступность ОСАГО из-за высоких цен.
Признавайтесь, как часто вы управляете автомобилем без «автогражданки» и почему так происходит?