Секретарь ЦК КПСС (1961—1965) Леонид Ильичев (1906-1990) о советском кино:
«Недавно было принято постановление ЦК по делам кинематографии. Разве можно мириться с тем, например, что экраны страны нередко заслоняют серые фильмы.
Никита Сергеевич говорил писателям, что они делают книги, которые невозможно читать без булавки. То же самое можно сказать о кинофильмах.
Вот фильм ≪Раздумья≫ Ленфильма. Когда его начали демонстрировать, места в зрительном зале все были заняты, а когда кончили его демонстрацию, в зале было всего 5 человек, и то критики, которые обязаны писать рецензии. Вот эти ≪Раздумья≫ толкают
на горькие раздумья.
Очень любопытно, что полюбившиеся фильмы в Москве в среднем просматривают полтора миллиона человек, например, ≪Битва в пути≫, а ≪Человек идет за солнцем≫, фильм, расхваленный кинематографистами, посетили 100—200 тысяч человек.
Даже не в этом дело. Конечно, надо учитывать специфику этих произведений.
Но все-таки к нам подкралась одна странная болезнь в кинокритике, о которой я должен сказать, поскольку идет принципиальный разговор. Речь идет о тех, кто мешает литераторам и деятелям искусства правильно воспринимать критику, кто подзуживает на драки, на то, чтобы выдавать за доблесть упрямство и стремление до конца стоять в своих ошибках и заблуждениях. Причем, честную самокритику третируют, как сдачу позиций.
И здесь, на наш взгляд, на нашей встрече мы могли заметить явления, которые едва ли говорят о принципиальности и вдумчивости. Достаточно было одному художнику сказать свое вполне профессиональное мнение о традициях русского искусства и ≪бубновом валете≫, как на его голову обрушились реплики.
К сожалению, такое подзуживание на спор бывает в печати, в том числе и в выступлениях некоторых опытных товарищей. Вот очень печальный пример. Талантливый писатель Аксенов, на мой взгляд, правильно отнесся к критике ≪Звездного билета≫ в общем плане и вместе с режиссером Зархи создал фильм ≪Мой младший брат≫, внеся некоторые уточнения и исправления.
Казалось бы, надо поддержать автора за уважительное отношение к общественной критике, но не тут-то было. Авторов разносили именно за то, что они учли критику, причем именно после выступления ≪Правды≫, которая отметила, что в фильме ≪Мой младший брат≫ дается более верная оценка героев.
По-иному отнеслись к фильму некоторые писатели. Вот, например, что сказал, выступая в сентябре на заседании пленума московской писательской организации, кинодраматург Каплер о фильме ≪Мой младший брат≫: ≪Произошла, на мой взгляд, такая трансформация романа Аксенова, которой ваш покорный слуга крайне удивлен и огорчен. Что произошло на экране? Мы видим тех же персонажей, слышим те же слова, очень смешные и милые кадрики… как будто мы смотрим картину по роману Аксенова…
Есть такое слово пастеризация. Это очень грубо может быть сказано, но получилась такая пастеризация, которая убивает в молоке все микробы и делает его стерильным≫.
Кажется, прозрачнее не скажешь. Нам надо, товарищи, опасаться такой породы критиков, которые берегут писателей от влияния здорового голоса общественности. Откуда появилась такая критика, не будем, разбирать, заметим только, что эти критики не могут рассчитывать на поддержку.
Не может быть поддержки также попыткам опорочить принципиальную партийную критику неверных тенденций в советском искусстве, а заодно и попыткам внести в творческие споры нетворческие интонации, занять этакие позиции нетерпимости: говорите, мол, сколько хотите, я стоял и буду стоять на своем, мне нравится быть в роли особого мнения, хотя от него-то уже ничего не осталось. …
Здесь раздавались голоса о том, что вот при встрече с руководителями партии и правительства критика была острая, но она не влечет за собой расправы, а вот если эта критика докатится до низов, вот там, мол, некоторые воспрянут, и начнется по-настоящему битва.
Я должен сказать, товарищи, делающие такой вывод, заблуждаются. Они не должны заблуждаться. Партия не даст расправиться с людьми административными и разными прочими путями. Но те, кто таким образом думает немножко ослабить критику, тоже не должны заблуждаться. Если сейчас, до сих пор в кое-каких творческих организациях мы, к сожалению, сталкиваемся с элементами обороны представителей, стоящих на позициях социалистического реализма, то теперь мы будем помогать этим силам в наступательном направлении защищать позиции социалистического реализма, помогать товарищам сходить с ошибочных, неправильных позиций на правильные позиции.
Главная задача — консолидация сил, объединение всех творческих сил в этом нашем большом хозяйстве, использовать все творческие силы для единой цели, для борьбы за победу коммунизма. Но не может быть межеумочных позиций. Консолидация на почве служения великому делу коммунизма. Пусть будут разные почерки, разные стили, пусть разные таланты по-разному себя выражают, ярче, менее ярко, но пусть они выражают во всяком случае в одном направлении: в служении народу, в помощи народу в борьбе за победу коммунизма.
На этой почве будет происходить консолидация сил, за это будет бороться и Центральный Комитет. В таком духе, в таком смысле говорил Никита Сергеевич на встрече с деятелями литературы и искусства. Такие встречи, как мы уверены, будут продолжены, может быть,
в первой половине, а может быть, в середине января. Давайте закончим. Позвольте поблагодарить вас и призвать сделать необходимые правильные раздумья из всего того, что было на нашем совещании. (Продолжительные аплодисменты). (Ф.72.0п.1. Д.З. Л. 1-17, 25-32, 35-43, 45-57, 59-69, 74-120, 131-154, 164).