Эта история произошла в далеком XV веке в католическом Риме, облаченном в булыжник. В один из дней римляне созерцали, как два молодых мужчины мчались, громко стуча каблуками по мостовой. Один из них убегал, другой настигал, замахиваясь орудием расправы.
Раздор
Это были два родных брата. И причина их размолвки была до простоты банальна: женщина. Лоренцо Бернини, известный в Риме художник в эту минуту был яростен как Зевс и одновременно напоминал Каина, готового грохнуть родного брата. А дело было в изящном мраморном бюсте. Точнее, в том, кого он изображал.
Изображение женского бюста, пусть и мраморного, в то время само по себе было действием, мягко скажем, не совсем приличным. Запечатлевали в мраморе королей, папа и высоких чиновников, но никак не женщин. А если учесть, что возлюбленную Лоренцо изобразил полуодетой, можно представить, какой резонанс это вызвало у общественности. И хотя были видны только плечи, обнажившиеся из-за спавшей сорочки, пылкий взгляд и растрепанные волосы делали это произведение искусства чрезмерно притягателным. Когда Лоренцо ваял его, он даже не задумывался о нарушении каких-то канонов и правил. С самого детства он считал, что ему можно абсолютно все.
Весь Рим за пазухой
Лоренцо Бернини был родом из Неаполя. Когда он был совсем маленький, отце переехал в Рим. Пьетро Бернини был архитектором и скульптором, в Вечном городе он работал на важных вельмож и кардиналов. Маленького Лоренцо Пьетро часто брал с собой. Так, однажды, когда Пьетро работал в саду кардинала Боргезе, Лоренцо с особым усердием помогал отцу работать с мрамором. О таланте маленького Бернини слух быстро разлетелся и вскоре дошел до папы Павла V.
Первосвященник попросил мальчишку нарисовать эскиз будущего бюста апостола Павла. Волнуясь и пыхтя, Лоренцо взял в руки перо. В папском кабинете было полно людей, но все молчали и еле слышно перешептывались, чтобы не мешать юному художнику работать. Когда Лоренцо преподнес лист бумаги с результатом своей работы, то папа остался доволен.
Он пригласил кардинала Маффео Барберини и велел ему наградить мальчика. Довольный, но смущенный, Лоренцо сгреб в охапку врученные ему двенадцать золотых медалей с изображением папы и ссыпал себе за пазуху. Когда он ушел, понтифик сказала, что малец этот одаренный, как Микеланджело. А, значит, нуждается в покровительстве.
Дома Лоренцо отец похвалил. А вот в спальне, наедине с женой, высказал опасение, что сын загордится. Подумает еще, что у него весь Рим, а то весь мир, за пазухой.
И, действительно, перед Лоренцо должны были открыться все-все дороги! Ему было начертано большое будущее! И дело было не только в его таланте. Лоренцо был трудолюбив и настойчив. Теперь целыми днями он проводил в мастерских, где трудились художники, скульпторы и архитекторы Ватикана. Он обрабатывал мрамор и с жадностью впитывал в себя все знания и умения, получаемые в этих мастерских. Он работал как одержимый, говоря, что скульптуры – его возлюбленные. Ему уже приходилось ваять бюсты кардиналов. Но Лоренцо верил, что самая важная работа всей его жизни ждет его впереди.
Любимец Папы
Еще в детстве он оказался в соборе Святого Петра в окружении других живописцев. Разглядывая необъятную базилику, мальчик не заметил, как вслух высказал мечту стать гением, который будет здесь созидать.
После Павла V понтификом стал Маффео Барберини. Звался он теперь папой Урбаном VIII, при нем Бернини стал главным зодчим Рима. А Франческо Борромини был всего лишь его подмастерьем, хотя он был тоже талантлив и совсем не юн: почти ровесник Лоренцо. Папа с Лоренцо держался как старый приятель, хотя скульптор и противился этому: все-таки папский статус не позволял быть на короткой ноге с обычным скульптором, хоть и самым главным в Риме. Но, несмотря и на недовольство своего церемониймейстера и кардиналов, понтифик даже в гости к Бернини хаживал.
И спустя годы, действительно, Лоренцо было поручено заняться главным собором Рима. Он должен был возвести здесь кафедру и киворий. Работал Лоренцо с помощником, архитектором Борромини. За эту работу Лоренцо получил тогда неслыханную плату – целое состояние в десять тысяч скудо. Король Англии Карл I подарил скульптору кольцо со своей руки, а кардинал Ришелье преподнес в дар украшение в алмазах. Со всей страны съехались кардиналы, священники и верующие, чтобы посмотреть на главный римский собор. Лоренцо купался в почестях, подарках и деньгах. И лишь его помощник Борромини остался обделенным, о нем никто не вспоминал. Худощавый архитектор затаил обиду на долгие годы.
Любовь и страсть
Лоренцо было уже сорок лет, когда он полюбил. Не скульптуру, как прежде, а женщину. Он и до этого не знал недостатка женского внимания. Художник был довольно привлекателен: высокий, стройный, густоволосый, энергичный с живыми глазами. Женщины слетались к нему, как мотыльки на огонек. Кроме того, он обладал искусством убеждения и мог соблазнить абсолютно любую. Легко расточал ласки и также легко забывал о своих многочисленных возлюбленных. Так было до тех пор, пока скульптор не влюбился. Причем влюбился он в девушку такую же, как он. Констанца была дерзкой, страстной, капризной. Свидания проходили их тайно, так как женщина была замужем. усугубляло то, что мужем ее был Маттео Буонарелли, подмастерье, ученик Лоренцо. Как и всегда, Бернини было не до законов и правил. Он влюбился, и эта женщина должна была принадлежать ему, даже если она и замужем. И в эти моменты он совсем не думал о других людях.
Муж Констанцы, даже если и знал о любовной связи жены со своим учителем, то помалкивал. Куда ему было тягаться с тем, в чьих покровителях сам Папа Римский!
Встречи Лоренцо и Констанцы проходили у него дома. Жил художник уже в богатом особняке, полном дорогих картин и скульптур. Приходила женщина к нему через задний двор и дарила ему полные счастья минуты. Вскоре Бернини стал подозревать Констанцу в том, что она погуливает с его родным братом Луиджи. Последний, кстати, тоже был скульптором и архитектором, но не таким выдающимся, как Лоренцо.
Некоторое время обуреваемый ревностью, Лоренцо решил проверить возлюбленную. Он обманул ее, сказав, что уезжает, а сам остался караулить у дома Констанцы. Собственными глазами Лоренцо увидел, как оттуда, озираясь, вышел Луиджи. Вне себя от ярости, Лоренцо бросился на него с железным прутом и, наверное, бы убил, если бы не мать и не прохожие. А до этого слуга Лоренцо, по его приказанию, проник в комнату к Констанце и исполосовал ее лицо ножом.
В результате этой любовной драмы были почти все наказаны. Слугу арестовали, Луиджи изгнали в провинцию, а Констанцу посадили в тюрьму на два года за прелюбодеяние. Правда, женщину вызволил из тюрьмы муж, не бросивший ее в тяжелую минуту. А вот Луиджи спустя много лет, вернувшись из изгнания, все равно будет казнен: за содомию.
Любимец понтифика тоже был наказан…женитьбой. Папа Римский решил, что нужно женить художника, чтоб он на чужих жен не смотрел.
Невесту Лоренцо подобрали самую красивую и умную. Правда, поговаривали, что Катерина была бесприданницей, и Лоренцо сам выделил ей две тысячи скудо для приданого. Но важно ли было это, если Лоренцо был богат? Он владел состоянием более ста тысяч. Кроме того, у него был роскошный дом и куча драгоценностей. В общем, жизнь снова была прекрасна. Если бы не один случай.
Разрушенная колокольня
Через время папа Урбан доверил Лоренцо построить вдоль собора Святого Петра две колокольни. Лоренцо приступил к заданию сразу же. И колокольни, как и обычно, получились красивые и величественные. Лоренцо задумал превзойти самого Микеланджело, возведшего собор. Только на одной из башен вдруг появилась трещина, которая стала расходиться от основания. Вокруг стали шептаться: как можно было строить подобные сооружения на болотах? Переживая, Лоренцо сильно заболел и впал в депрессию. В это время его покровитель Урбан скончался и папский престол занял новый понтифик Иннокентий X, который был равнодушен к таланту прославленного архитектора.
С башнями нужно было что-то решать, собрали коллегию, в состав которой входил и Франческо Борромини. Кажется, настал его час поквитаться с мастером за годы незаслуженного забвения. Он сказал, что посоветовал бы более тщательно изучить почву под фундаментом собора, но Лоренцо к нему не обращался. А ведь он был и прав: Бернини был настолько уверен в себе и своем мастерстве, что не нуждался в советчиках. В результате колокольню решили разрушить. Главным зодчим Рима теперь был Борромини, что только доставляло душевных переживаний Бернини.
Чтобы окончательно не сойти с ума, Бернини много работал, выполняя заказы для знатных римлян. Только вот Ватикан больше его к себе не приглашал. А однажды хитростью он заполучил заказ на обустройство фонтана на площади Навона. Постепенно Лоренцо сблизился с понтификом, между ними завязалась дружба. Еще спустя время на площади заиграл фонтан, и Иннокентий остался доволен, приказав озолотить еще вчерашнего опального зодчего.
Прославленный мастер
Между тем, слухи о мастерстве Бернини летели далеко за пределы Рима. Его пригласили в Париж для перестройки Лувра. Во Франции Бернини встречали как почетного гостя. Там Бернини не только работал в Лувре, но ваял бюсты Людовика XIV.
Со времен, как Лоренцо скандально расстался с Констанцой, он ваял много скульптур. Но всегда в его памяти оживал тот мраморный портрет, где она, живая, кокетливая, позировала ему, приспустив сорочку с плеча. После той злополучной ночи Лоренцо чуть не разбил эту скульптуру. Но не смог. Впоследствии он продал эту работу во Флоренцию семье Медичи. Этот бюст и сегодня хранится в музее Барджелло.
С Констанцой Лоренцо увидится всего лишь раз. Из Франции он вернулся богатейшим человеком. Король-солнце назначил ему такую пожизненную пенсию, что скульптору больше не было нужды работать. Он мог припеваючи жить вместе с женой Катериной и их одиннадцатью детьми. В тот приезд мастера встречал весь Рим. Он вальяжно сидел в карете и думал, как же тяжела и интересна была его жизнь. И именно в этот момент в толпе промелькнуло уставшее, изуродованное шрамами некогда красивое лицо. Но глаза были все такие же живые. Эта была все еще прекрасная Констанца.