В одной из своих прошлых статей я упоминала, что имею особую любовь к архетипу «профессор гуманитарных наук в твиде, попивающий Бурбон в компании мертвых поэтов». Я думала, что и в этом романе меня ждёт что-то приблизительно похожее, но как же я ошибалась.
📖Книга - лауреат Нобелевской премии по литературе 2003 года, а также лауреат Букеровской премии 1999 года.
Сюжет посвящен психологическому осмыслению одиночества и старения. Главный герой-бывший преподаватель филологии, который после сокращения ведет никому не нужный курс. Преподаватель он бесталанный, но вот зато тот еще герой-любовник. Он кладет свой сладострастный глаз на молоденькую студентку, которая впоследствии закладывает профессора ректорату. Его судят и отправляют в отставку. И тут героя начинает преследовать бесчестие.
Когда мы говорим о главном герое, то на мой взгляд, речь идет о человеке, который проживает отведенное ему время, как чувственный потребитель. Который срывает женщин, приглянувшихся ему на дороге жизни, и тут же отбрасывает в сторону за ненадобностью. Всю свою юность и зрелость он проводит в удовлетворении чувственных ощущений, которые в итоге так и не напитывают его душу. Главный герой умеет только брать и ничего не дает этому миру взамен. Даже опера, которую он пишет, никак не развивается и не может родиться.
По стилистической составляющей роман относится скорее к реалистической психологической прозе. И именно из-за этого гиперреализма во мне проснулась брезгливость. Читать во всех телесных подробностях, как престарелый профессор совращает студентку, как усыпляют собак, как запихивают их окоченевшие трупы в мусоросжигатель, было как-то грязно и липко. И я совсем не отношу себя к разряду чувствительных и ранимых, но почему-то именно стариковская телесность вкупе с усыпленными собаками оказалась для меня в достаточной мере отталкивающей.
Но если рассматривать с метафорической точки зрения, то мне импонирует, как автор решил передать отчаяние и непринятие старения главного героя через параллель с собаками, которых усыпляют. Концовка действительно оставляет простор для рассуждения.
У меня не получилось проникнуться к главному герою. Но, безусловно, я раньше не сталкивалась в литературе с темой мужского старения и рефлексией по поводу ощущений, которые с этим связаны. Также, как и не сталкивалась с литературой ЮАР и темой апартеида.
Роман сталкивает нас лоб в лоб с неприглядной действительностью и от этого столкновения, после прочтения, долго подташнивает. Я думаю, что брезгливость, которую я вынесла в заглавие, вызвана тем, что эта книга облагает возрастным ограничением. Думаю, что в полной мере ее смогут для себя раскрыть читатели старшего возраста.
Если моя статья была вам полезна и вдохновила на прочтение, буду рада вашему лайку и подписке. Также приглашаю вас в комментарии для обмена мнением о книге
Читайте также:
«Некоторые вопросы теории катастроф» М. Пессл