Найти в Дзене
Русалка на ветвях

Почему книга М. Пессл «Некоторые вопросы теории катастроф» это роман-игра и зачем знать ее правила

Книга, которая навсегда запала мне в сердце, но бульварная обложка которой слегка сбивала меня с толку 🤷🏻‍♀️ Сюжет от которого невозможно оторваться и текст, который хочется есть медленно, смакуя каждую порцию.  В центре сюжета находится девочка подросток Синь Ван Меер. Она знаток литературы, философии, науки и ребенок исключительного интеллекта. Ее отец, профессор политологии, сердцеед и вообще мой любимый троп американского профессора-интеллигента в твиде, пьющий Бурбон в окружении мертвых поэтов. Мать девочки погибает в аварии при странных обстоятельствах. Девочка с отцом путешествует из одного штата в другой и нигде не задерживается. Семья приезжает в город, в котором остаётся дольше обычного и в супермаркете Синь встречает исключительную фем фаталь Ханну Шнайдер (как оказывается позже, свою учительницу). Учительница личность кинематографичная. Эдакая героиня нуара. Вокруг себя она собирает группку «избранных» учеников и всеми силами запихивает в нее главную героиню. А дальше без

Книга, которая навсегда запала мне в сердце, но бульварная обложка которой слегка сбивала меня с толку 🤷🏻‍♀️

Сюжет от которого невозможно оторваться и текст, который хочется есть медленно, смакуя каждую порцию. 

Издательство Азбука 2021
Издательство Азбука 2021

В центре сюжета находится девочка подросток Синь Ван Меер. Она знаток литературы, философии, науки и ребенок исключительного интеллекта. Ее отец, профессор политологии, сердцеед и вообще мой любимый троп американского профессора-интеллигента в твиде, пьющий Бурбон в окружении мертвых поэтов. Мать девочки погибает в аварии при странных обстоятельствах. Девочка с отцом путешествует из одного штата в другой и нигде не задерживается. Семья приезжает в город, в котором остаётся дольше обычного и в супермаркете Синь встречает исключительную фем фаталь Ханну Шнайдер (как оказывается позже, свою учительницу). Учительница личность кинематографичная. Эдакая героиня нуара. Вокруг себя она собирает группку «избранных» учеников и всеми силами запихивает в нее главную героиню. А дальше без спойлеров не обойтись, ведь история начинается буквально со слов «почти год прошел с тех пор, как я обнаружила тело Ханны». 

«Избранные» ученики
«Избранные» ученики

Важно понять, что это роман-игра, а не детектив. И вот почему. 

1.При изложении своих мыслей гг руководствуется работами отца со студентами. Каждая глава названа в честь литературного произведения. Сюжет главы косвенно и скорее со злой иронией соприкасается с сюжетом той книги, в честь которой она названа. Автор как бы играет в игру «ну давай мой маленький сыщик, предугадай, что тебя ждёт в этой главе».

Слева отец главной героини
Слева отец главной героини

2.Текст изобилует тонной библиографических ссылок. Условно, девочка говорит о пассии отца и далее в скобках (см. Энциклопедию собачьих пород Эллиота 1996 года глава Золотистая болонка). Хочу отметить, что в том, как отец и дочь относятся к окружающим, читается злая ирония полная снобизма, которая может не понравиться эмпатичному читателю. 

3.Когда я была маленькой, то очень любила вести блокнотики, тетрадочки и дневнички. Из послесловия переводчика становится ясно, что многие ссылки на источники вообще не существуют. В таком случае они превращаются в своеобразные сердечки на полях дневника девочки-подростка. Просто чтобы продемонстрировать эрудицию. 

Главная героиня
Главная героиня

4.Игровая составляющая романа прячется также в постоянном приеме неймдропинга и экфразиса. Читателя буквально осыпают именами людей, отсылками на другие произведения, специальными терминами. Чтобы играть в роман-игру правильно, рекомендуется гуглить все, что упоминается. Слушать все те песни, которые слушает гг и смотреть все отсылки к героиням старого голивудского кино. Это доводит эскапизм до максимума. Ты буквально живешь в книжке. Начинаешь изучать весь этот ворох новой информации и уходишь в такие дебри ссылок и статей, что начинаешь забывать с чего же ты начал. 

5.Все строение хронотопа (единства места и времени) ведет нас к тому, чтобы как только закончится книга, вернуться в начало, потому что книга начинается буквально с «меня зовут Синь и я каждый день вспоминаю труп Ханны», а продолжается с откаткой назад, в школьные годы Синь. Читатель с первых страниц втягивается в игру в сыщика пытаясь понять, кто вообще такая Ханна и почему она умерла. 

Та самая Ханна
Та самая Ханна

В тексте есть «игрушки на виду», которые перечислены выше и есть «тайные сокровища» автора.

Цель читателя не отвлекаясь на пластиковые погремушки из кучи отсылок, которые никуда не ведут, заметить те особенные и сложные игрушки, которые разбросал автор. Вот какие неочевидные отсылки мне удалось заметить по мере прочтения. 

•Странным именем главная героиня обязана своей матери, которая увлекалась энтомологией (ловля бабочек) и любви Мариши Пессел (автора) снимать шляпу перед Владимиром Набоковым.

•Путешествие отца с дочерью очередная снятая шляпа перед Набоковым и отсылка к Лолите. 

•Изменение стилистики в каждой главе отсылка к «Улисс» Джойса. 

В общем играть в эту игру интересно. А когда начинаешь понимать её правила, то начинает казаться, что вот вот автор тебя похвалит и приклеит на лоб золотую звездочку. Но она тебя не хвалит, а даже как будто ехидно оставляет тебя без ответов наедине с собственными домыслами и итоговым экзаменом от главной героини.

Итоговый экзамен
Итоговый экзамен

Последние сто страниц кажется, что ты собираешь гигантский пазл. А собрав, не понимаешь, что на нем нарисовано. Нужно отойти подальше, как перед картиной импрессиониста, чтобы понять о чем же речь. 

Книга может понравиться:

•любителям эстетики dark academia

•читателям, в которых присутствует нотка снобизма и которые позволят себе удовольствие улыбнуться от едких комментариев главной героини

•людям, которые устали от однотипного построения романистики. 

•любителям блуждать по ссылкам в интернете

Если моя статья была вам полезна и вдохновила на прочтение, буду рада вашему лайку. Также приглашаю вас в комментарии для обмена мнением и обсуждения других неочевидных отсылок в тексте Мариши Пессл. Буду благодарна вашим наводкам в поиске похожей книги.