Найти тему
ПоУшиВКино

“Война супругов Роуз” (1989, The War of the Roses): Ассертивная жена

Оглавление

Чёрная комедия “Война супругов Роуз” поставлена по мотивам одноимённого романа Уоррена Эдлера 1981 года (The War of the Roses – Warren Adler).

Режиссёром выступил актёр Дэнни ДеВито (Danny DeVito), который ‘подпитал’ постановку своим фирменным мрачным чувством юмора. Специфический юмор начинается уже на том, что эта история про враждующих супругов вышла в декабре, практически в преддверии Рождества, самого любимого и семейного праздника в США.

Постер к фильму "Война супругов Роуз”
Постер к фильму "Война супругов Роуз”

В середине 1980-х годов ДеВито снялся вместе с Майклом Дугласом и Кэтлин Тёрнер в приключенческих комедиях "Роман с камнем" (1984) Роберта Земекиса и в его продолжении "Жемчужина Нила" (1985) Льюса Тига, которые стали для киностудии 20th Century Fox большими хитами. В начале 1989 года трое актёров в конечном итоге воссоединилось для третьего совместного фильма. Он не является продолжением предыдущих проектов, это отдельная история с теми же актёрами.

И пост режиссёра занял сам ДеВито. Это снова был коммерческий успех – при 26 миллионах долларов бюджета фильм в совокупности собрал 160 миллионов (США и за их пределами).

Сюжет

Барбара (Кэтлин Тёрнер) и Оливер (Майкл Дуглас) познакомились в курортном городке Нантакет в последний день курортного сезона. Это была страсть с первого взгляда, бросившая их в постель, а из неё они сразу отправились в мэрию. Они поженились, и у них появилось двое детей.

-2

От скромного дохода семья довольно быстро добралась до приличного благополучия, когда себе ни в чём можно не отказывать. Оливер стал полноправным партнёром в юридической фирме, Барбара занялась своим делом – стала готовить паштет, продажи которого принесли ей собственные деньги и независимость.

В один из дней Барбара поняла, что хочет развестись. Но Оливер этого не хотел. Разногласия в вопросах об условиях развода ввергла Роузов в состояние войны.

Дэнни ДеВито в сюжете

Адвокат Гевин Д’Амато (в исполнении Дэнни ДеВито)
Адвокат Гевин Д’Амато (в исполнении Дэнни ДеВито)

Хотя ДеВито занял здесь кресло постановщика, это не значит, что он решил только руководить своими коллегами по предыдущим комедиям Тёрнер и Дугласом с той стороны камеры, он и в этом фильме тоже появился – исполнил второстепенную роль Гевина Д’Амато, адвоката по разводам и одновременно друга главного героя истории Оливера Роуза (в исполнении Майкла Дугласа).

Гевин в этой истории рассказчик и словно голос разума для супружеских пар, для мужской половины в частности: “Я беру 450 долларов в час. Когда человек, который берёт 450 долларов в час, хочет рассказать что-то бесплатно, надо слушать”.

Повествование тут так и построено – сцена с Гевином открывает историю, его появление иногда ‘вклинивается’ в историю Барбары и Оливера Роузов, а он в свою очередь выступает в качестве конферансье, объявляя очередной этап конфликта супругов Роузов.

В открывающей сцене Гевин принимает своего клиента, который собирается развестись. Но этот клиент не произносит ни единого слова, потому что его адвокат, как познавший самую крайнюю из возможных ситуаций между супругами, не даёт ему возможности заговорить. Он пытается предостеречь мужчину, и потому во всех подробностях рассказывает историю Барбары и Оливера Роузов. Чтобы подчеркнуть, как ужасно это было, Гевин предваряет рассказ ремаркой о том, как долго он не курил, – целых 13 лет – но история так его затронула, что он вскрыл шкатулку, где хранилась сигарета и с удовольствием закурил. Он даже продемонстрировал прозрачный пластмассовый ‘гробик’, где хранилась его пагубная привычка. Этим художественным средством показано, что рано или поздно негатив выходит, приходится его принимать и мириться с его присутствием в жизни.

Нотка оптимизма в этой мрачной истории опять исходит от Гевина. Сигарета в его руках – это отрицательный штрих, но обручальное кольцо – положительный. Несмотря на то, какая история развернулась у него на глазах, это не помешало ему самому сменить свой статус холостяка на женатого мужчину. Причём он сделал главный вывод из ошибок Оливера Роуза – сам Гевин Д’Амато стал послушным супругом, чтобы не вызвать гнев партнёрши. Это становится понятно по тому, как он к ней обращается в телефонном разговоре.

Материальное превыше духовного

К мужчинам в этой истории отнеслись с холодностью и беспощадностью. Они тут занимают высокие посты в юридических фирмах, но должны слушаться женщин, иначе им будет несладко в личной жизни.

В этой истории всё же людьми правят вещи (Чак Паланик в “Бойцовском клубе” с новой силой раскроет эту тему в 1996 году). Им важно владение автомобилем, шикарной недвижимостью, а шикарную недвижимость обставляют множеством ненужных предметов, которые мёртвым грузом лежат не только на полках, но и на способности трезво размышлять об отношениях к человеку. В начале их семейной жизни Барбара покупает на последние деньги из семейного бюджета раритетный автомобиль, а потом хитростью склоняет скорбящего незнакомца на заключение сделки, чтобы заполучить дом своей мечты.

Респектабельные Роузы
Респектабельные Роузы

Здесь ценность придаётся материальному и одновременно с той же скоростью падают цена и значение человека. Отличная метафора с люстрой, на которой в финале застряли Барбара и Оливер. Они упали вместе с ней, потому что Барбара ослабила ранее гайку. То, с какой лёгкостью разбились люстра и супруги, говорит само за себя – в этой сцене они приравнялись, вещь к человеку, продемонстрировав свою уязвимость.

Но в одном жесте Барбары пролеживается её решимость о разводе, которую она так отчётливо заявила своему мужу после 18 лет брака. Она отдёрнула руку, когда Оливер из последних сил хотел её коснуться, пока они лежали как сломанные манекены. Этим самым она подчеркнула, что действительно хотела этого: “Я больше не хочу быть замужем за тобой”.

Да, они оба с нескрываемой алчностью пожертвовали своей моралью в погоне за богатством и властью. Они оба позволили, чтобы кошмар искусственно созданных экстерьеров и тщательно продуманных интерьеров завладел их душами. Их стремительное восхождение в высшие слои общества и финансовое благополучие стёрло из сознания понимание прелести простых вещей, потому что материальное стало для них воплощением самых сказочных желаний. Пусть и в мрачных тонах. Роузы были в начале отношений счастливы и влюблены (что заняло малый срок), но затем Оливер очень сильно увлёкся работой, не заметив, как посвятил своей работе жизнь. И за этим он обесценил роль Барбары как матери и домохозяйки.

Она нашла дом своей мечты, ей удалось им завладеть, она любовно обставила его красивой мебелью и статуэтками. Она стала готовить паштет и продавать его, благодаря чему обзавелась постоянной клиентурой и собственными средствами, которые позволили бы ей жить без алиментов после развода. Барбара неоднократно озвучивала мысль, что у неё есть деньги, чем подтверждала, что она не зависит от своего мужа.

Ассертивность Барбары Роуз

В психологии есть термин “ассертивный”, означающий уверенность в своих действиях, самостоятельность, понимание своих желаний, готовность брать на себя ответственность за свои решения, независимость от чужих оценок.

В образе Барбары Роуз я увидела ассертивную женщину. Она не держала Оливера в неведении по поводу своего странного поведения, а призналась открыто. Это касается и более ранних примеров – покупка автомобиля и дома. Что касается её решения с домработницей, на которую она всё же согласилась, то тут она поняла, что её помощь высвободит для неё время для своих дел.

Тропа войны началась с того, что Оливеру стало нехорошо на важной деловой встрече, и его отвезли в больницу с подозрением на сердечный приступ. На самом деле, это было что-то другое, но не кардиологическое. Кстати, это можно тоже считать признаком того, что брак Роузов обречён. Им никогда не было хорошо только потому, что они вместе, им постоянно для этого требовались материальные поддержки (автомобиль, хрусталь баккара, фигурки из фарфора – их роман начался со спора за фигурку). Сигнал от тела можно считать предупреждением.

Сцена из начала фильма - Барбара и Оливер уже познакомились, она спешила на паром, и дорога пролегала через кладбище. Что тоже является символом того, что их отношения были изначально обречены.
Сцена из начала фильма - Барбара и Оливер уже познакомились, она спешила на паром, и дорога пролегала через кладбище. Что тоже является символом того, что их отношения были изначально обречены.

Оливер расстроился, что Барбара не приехала в больницу. На куске бумаги он написал ей сообщение с признанием в любви во время спазмов, считая, что не выкарабкается: “Я даже не смог поставить подпись”. Дома жена призналась, что просто решила не ехать в больницу, а текст записки не оценила и не растрогалась: “Уверена, мне бы сообщили, от кого она”.

-6

Оливер не мог понять, почему жена поступила именно так. На это она призналась, что ощутила облегчение, словно у неё камень с души упал, когда она представила, что Оливер умер.

Что самое смешное – по-чёрному смешное – Оливер требовал причину такого решения словно это вещь, осязаемая, которую можно оценить и взвесить: “Ты должна после стольких лет брака знать причину, почему ты хочешь развода. Я тут задницу рву, чтобы ты ни в чём не нуждалась. Ты должна дать мне причину”. Опять же в той же тональности Барбара дала ему ответ – ассертивный и точный, сводящийся к тому, что он её раздражает, и всё, что она хочет – это “разбить ему морду”. И она делает это. Она каждый раз подтверждает свои слова действием.

-7

Здесь логика выдерживается до самого финала. Они оба не задаются вопросом, хотят ли они стать лучше по-человечески. Они хотят отстоять свою точку зрения, не заботясь о том, что оба отвратительны на свой манер. Барбара милее хотя бы потому, что делает из себя независимую личность. Оливер же слишком контрол-фрик и отстранён; возможно, он обманывает себя и не понимает этого, считая, что чем больше он будет работать и успешнее становиться, тем лучшим мужем станет.

Благодаря отличным шуткам, уместно поданным под ситуации, эта история не шокирует, а реально смешная. И поучительная. Итог подводит Гевина Д’Амато, лучше и не скажешь.

***

“Ничего себе история!? Какова мораль? Не знаю. Но мораль может быть вот в чём – в цивилизованных разводах такого не существует. Для человека традиционно принято жить в браке. Мои родители умерли, они продержались в браке 63 года, и даже несколько лет у них были неплохими. Так что слушай меня. Если речь идёт о твоей жене, я тебе предлагаю быть щедрым – отдать ей всё, даже свой ночной горшок. Потому что самое разумное – это провести развод как можно быстрее и чище, чтобы ты мог начать новую жизнь. Или ты можешь встать, вернуться домой, попытаться найти какой-нибудь след в той любви, которую ты испытывал к девушке своей мечты. Твоя жизнь – тебе решать”.

***

Грядущий ремейк

Бенедикт Камбербэтч и Оливия Колман. Режиссёром выступит Джей Роуч
Бенедикт Камбербэтч и Оливия Колман. Режиссёром выступит Джей Роуч

Студия Searchlight Pictures сообщила, что готовится ремейк этой чёрной комедии 1989 года. В новой версии главные роли исполнят английские актёры Оливия Колман и Бенедикт Камбербэтч. Предварительное название: "Роузы" (The Roses).

Нынешний проект находится в разработке с 2017 года, он является “переосмыслением” романа Уоррена Эдлера. Продюсировать его будут компании Колман и Камбербэтч, South of the River Pictures и SunnyMarch соответственно.