Жизнь устроена несправедливо, и всяк узнает об этом по-разному. Бакинские нефтедобытчики кляли злую судьбу, устроившую всё так, что самые богатые из известных на тот момент запасов нефти оказались отрезаны от мира.
Не станем говорить о том, что кому-то жемчуг мелок, а кому-то щи пусты, — нефтяные магнаты Баку были людьми не бедными, даже, пожалуй, очень богатыми, вот только та самая злая судьба никак не позволяла им стать еще богаче. Впрочем, не деньгами едиными измеряется стремление к росту — потенциал нефтяных приисков Апшерона был очевиден, и он явно не соответствовал сложившемуся в мире раскладу сил.
Миром нефти правила американская Standard Oil: в какой-то момент она продавала ¾ всех мировых объемов нефтепродуктов.
Связано это было в первую очередь с тем, что американский керосин легко доставлялся к океанским берегам (в самой Америке быстро развилась сеть железных дорог и трубопроводов), а уж по океану американские керосин и нефть быстро и дешево отправлялись в любой из портов мира, где американцы быстро устроили свои нефтехранилища, ставшие распределительными хабами для торговли энергоносителями на чужих берегах.
Плюс базовые условия свободного рынка и свободы предпринимательской активности, о которых много вспоминают сегодня (чаще всего по инерции), именно в те годы были в Америке на пике и позволяли удивлять мир высокотехнологичными и оригинальными решениями — тогда как рынок Российской империи, зарегулированный многочисленными запретами, развивался совсем по другим законам.
До сих пор раздаются сетования на то, что американцы быстрее, умнее, экономичнее воплотили в жизнь всё то, о чем в своих записках доложил когда-то Дмитрий Менделеев, которого один из первооткрывателей бакинских нефтепромыслов, Василий Кокорев, пригласил посетить свои «угодья» на Апшеронском полуострове.
Менделеев — вообще-то химик, а не инженер и не экономист — первым делом обратил внимание на то, как бестолково устроены добыча и переработка нефти в Баку. Он написал, что ее транспортировка обременена тарой, и предложил заменить там, где это только возможно, перевозку трубопроводами.
Когда Менделеев в 1863 году впервые посетил Баку (ему было 29, до создания периодической системы элементов оставалось еще шесть лет, и в ту пору Дмитрий Иванович вовсе не был мировой знаменитостью), с перевозками нефти была беда: в основном ее перевозили на верблюдах в бурдюках (так с Апшерона нефть перевозили уже несколько веков, задолго до начала ее промышленного использования). Бурдюки отчаянно протекали, до места назначения доставляли не больше половины из того, что отправляли в путь. Использовались и бочки (при перевозках по Каспию), которые тоже не спасали от протечек: терялось не меньше 20% перевозимого. Кроме того, сами бочки были тяжелы и громоздки (от 20 до 25% веса перевозимого приходилось на тару), да и тара была возвратной — обратно бочки везли пустыми, «перевозили воздух». Менделеев говорил о наливных судах (слова «танкер» еще не существовало) и вагонах (слово «цистерна» было, но не означало грузовой вагон).
О нефтехранилищах Менделеев тоже писал, указывая на то, что дебит скважин — показатель неравномерный, потребление керосина зависит от множества факторов (хотя бы от сезонного), поэтому логично и выгодно иметь под рукой необходимые запасы.
Это - начло статьи, опубликованной в журнале Нож.
Продолжение (и вся статья целиком) - ЗДЕСЬ
Эта статья, как и множество других (да что там - все написанное) создано благодаря подписчикам в Boosty, но стать подписчиком легко и приятно, а главное - полезно. Без шуток - это очень важно и реально, на самом деле, помогает создавать новые материалы
Подписаться на контент "для своих" можно ЗДЕСЬ
Отправить донат - ЗДЕСЬ
P.S. Ваши лайки, комментарии и подписка не будут лишними
Александр Иванов
"Краткие эссе об истории экономики"
Поддержать блог: ЗДЕСЬ
Еще больше историй на канале: https://t.me/ivanovdirect