В 1360-м Англия и Франция подписали договор в Бретиньи, что приостановило Столетнюю войну на некоторое время. Многочисленные банды наемников, известные, как как «великие роты» («grande compagnie»), тогда оказались не у дел и начали грабить страну. Собственно, они и раньше это делали, но теперь такое нельзя было терпеть в условиях мирного времени.
И тогда коннетабль Берран Дюгеклен убедил лидеров «великих рот» присоединиться к его походу в Кастилию, который обещал большую добычу. Французы выполнили почти все свои задачи и восстановили на троне того кандидата, на стороне которого они выступали. А затем полководец так удачно проиграл битву, что после нее наемники «закончились». Во Франции настала тишь, да гладь, да божья благодать, что дало возможность подготовиться к очередному раунду противостояния англичанам.
Вы скажете, а какое отношение этот рассказ имеет к талибам? Посмотрим.
Через несколько лет после вывода советской армии из Афганистана СССР распался, а Борис Ельцин отказался снабжать оружием и боеприпасы коммунистическое правительство этой страны. Тогда и только тогда моджахеды одержали над ним победу, но это не привело к миру, а лишь к новому витку борьбы за власть.
В таких условиях в стране царила анархия, и каждый полевой командир или простой бандит мог говорить, что он грабит народ не из вредности, а за великую идею. Так, в 1994-м году «народные защитники» в одной из деревень на юге Афганистана забрали для собственного удовольствия двух девушек.
Когда об этом узнал местный мулла по имени Омар, он собрал своих талибов (учеников медресе) и силой вернул малолетних пейзанок своим семьям. Декханам это настолько понравилось, что они пообещали давать еду и даже платить мулле и его школярам, если те станут защищать их от местных урок.
Неожиданно, руководитель отрядов местной самообороны в организации вооруженных сил и ведении военных действий оказался так же хорош, как и во вбивании знаний в головы несовершеннолетних. В свое время он немало повоевал против шурави, но вернулся к мирной жизни, после того, как они ушли из Афганистана.
Но теперь перед ним стал вопрос: как призвать к порядку более многочисленные и опытные группировки? И тогда он тряхнул старыми связями, и отправил своих людей в Пакистан, где были организованы многочисленные лагеря для афганских беженцев. В свое время Омар и сам там жил и наставлял грамоте детей и подростков – теперь он решил попросить бывших соратников о помощи.
Они вернули должок своему товарищу, и на родину тогда возвратились сотни, а потом и тысячи добровольцев. Из них возникло целое движение, которое стало называть себя Талибаном – в переводе с арабского это слово называет «ученики медресе», но так могут назвать и обычных студентов. В 1995-м талибы взял Кандагар, а затем вынудили Ахмада Шах Масуда отступить из Кабула.
Мулла Омар был действительно принципиальный человек, а потому своим соратникам он задал правильное направление и ввел в действие принципы, которых они придерживаются по сей день: введение шариатского правосудия, полная внутренняя и внешняя независимость Афганистана, невмешательство в дела других стран. Поэтому не стоит смешивать талибов с игиловцами и прочими международными террористами – афганцы хотят построить исламское государство не во всем мире, а исключительно у себя.
Тем не менее, воевать в против сильнейшей международной военной организации и крупнейшей экономики мира непросто даже для таких идейных ребят. Поэтому талибы иногда поступались со своими принципами: справедливости ради – временно. Так, после вторжения НАТО они стали заниматься продажей мака, хотя, когда они стояли у власти, это было строго запрещено. Помимо этого, они заручились поддержкой исламских радикалов, которые были готовы воевать с Америкой «просто так».
В результате со временем талибы оправились от унижения, и тихим сапом отвоевали большую часть страны. Уже в середине 2000-х годов в их власти находился весь Афганистан, за исключением тех мест, где стояли натовские гарнизоны. Установилось динамическое равновесие: американцы могли заявлять, что они принесли и успешно строят демократию в стране, весь мир делал вид, что им верит.
Чтобы не терять людей в боях, талибы не лезли на рожон понапрасну, довольствуясь своей властью над 70 % территории страны, а если ночью – над 100 % территории. Сложившемуся раскладу сил мешали лишь «бородатые» со всего исламского мира, которые рвались в бой и не соблюдали подобные договоренности. И тогда верхушка талибов придумала простой и элегантный выход.
Сразу скажу, что талибы вряд ли знакомы с историей средневековой Франции. Однако, в крестьянском здравомыслии им отказать нельзя, и вот, что они придумали. В 2007-м году был учрежден Техрик-е Талибан Пакистан, он же пакистанский Талибан, он же ТТП. В его состав вошли как «бородатые» практически из всех мусульманских стран, так и некоторые из самых непримиримых афганцев.
Заявленная миссия этой организации состоит в построении социалистического исламского государства в отдельно взятой стране, фактическая – в справедливой мести пакистанскому правительству за то, что в свое время предоставило американцам плацдарм для проведения наступательной операции. Ну и, кроме того, не лишним будет исключение из собственных рядов опасных радикалов.
Формально афганский и пакистанский Талибан никак не связаны, но последние клянутся муллам из материнской организации в верности, свободно пересекают границу, а когда после ухода США из Афганистана талибам потребовалось усилить свои ряды, к ним в один момент примкнули тысячи пакистанских соратников.