Если бы меня спросили, что я люблю в жизни больше всего, я бы ответила: больше всего в жизни я люблю ЧИТАТЬ.
Буквально с малых лет я ходила в детскую библиотеку, которая была во Дворце культуры ЧТЗ. Этот Дворец в то время был именно Дворцом, внутри было много залов и помещений с высокими потолками, двери помещений второго этажа выходили на балкон, идущий вдоль всего периметра и с балкона, глядя вниз был виден первый этаж. В этом Дворце мы, дети, встречали Новый Год у елки с Дедом Морозом и Снегурочкой, а потом все вместе отправлялись в зал, в котором смотрели новогодний спектакль для детей. Здесь же получали и подарки. Были во Дворце и различные кружки. Вообщем, Дворец я в детстве посещала довольно часто.
Отправляясь летом в библиотеку, я одевала свое самое нарядное шелковое платье с рукавами - крылышками и с удовольствием выходила из своего подъезда и отправлялась в дорогу по бульвару, с одной стороны которого были фасады домов с асфальтовыми дорожками к подъездам, а с другой - росли кусты акаций, заслоняя собой трамвайные пути. Пройти нужно было целых четыре довольно длинных четырехэтажных дома, раскрашенных желтой краской, потом я шла мимо Театра ЧТЗ, переходила дорогу и на первом этаже Дворца, в небольшой комнате, меня ждали стеллажи с детскими книгами. Я брала сразу несколько и через пару дней приходила за новыми книгами. Библиотекарь удивлялась, что я так часто хожу в библиотеку и однажды решила проверить меня, читаю ли я книги. Она попросила меня пересказать содержание одной из книг и я пересказала его. Библиотекарь зауважала меня и с тех пор я стала читателем, книги для которого готовились заранее, мне стали рекомендовать, что прочитать и оставлять для меня интересные книги.
А интересно мне было все. Особенно я любила сказки и читала их с удовольствием, даже когда повзрослела. Не было сказки, которую я бы не прочитала! Любила я читать и книги о жизни животных. До сих пор помню историю муравьишки, который опаздывал домой, в свой муравейник, ведь вход в муравейник закрывался к определенному часу и он мог остаться на улице ночью один!
Особо врезалась в память книжка «Янтарное ожерелье», на бумажной обложке которой это ожерелье было нарисовано. Оно, казалось, светилось, и снилось мне во сне.
У меня дома была большая книга, которая называлась «Круглый год». В ней было много интересной информации и иллюстраций. Там было большое фото наших солдат, бросавших на землю фашистские флаги, был там и симпатичный кот, который, сидя на берегу, ловил удочкой рыбу.
Книги были моими друзьями, потому что они будили воображение. Любую историю, которую я читала, я мысленно представляла себе, и следовала за героями, словно была рядом с ними. Такой, например, была «Сказка о потерянном времени». Она произвела на меня очень сильное впечатление.
Особая атмосфера была в большом читальном зале Дворца, где в кадках росли огромные папоротники и пальмы, составляя зеленый наряд зала. Я любила сидеть под этими растениями, погрузившись в чтение. Мне разрешали заходить в комнату, где хранились книги и выбирать любую книгу. Именно в читальном зале Дворца я прочитала книгу «Волшебник изумрудного города».
Но когда я подросла, мне пришлось перейти во взрослую библиотеку, около кинотеатра Кировец, где я не знала никого из библиотекарей.
И праздник кончился.
Я уже училась в школе и брала почитать книги у одной из девочек в классе. Отец у неё был машинистом поезда, о нем писали в местной газете, жили они в материальном плане лучше нашей семьи и имели прекрасную библиотеку. Надежда давала мне читать книги о Суворове, Кутузове, давала она мне и книги классиков, например, Э.Золя, которым она восхищалась. Как-то она дала мне почитать книгу Беляева «Голова профессора Доуэля», которая меня тогда просто потрясла своей необычностью.
И вот, явившись во взрослую библиотеку, которая находилась в одном здании с кинотеатром Кировец, я попросила у них книги Беляева.
Беляев? - удивилась библиотекарь. Не знаю такого, у нас нет его книг!
Я очень удивилась ее ответу и подумала, что этого не может быть.
- Ну как же, а «Голова профессора Доуэля»? Я лично читала книгу этого автора и хотела бы у вас прочитать его другие книги, не унималась я.
И снова последовал ответ, что она не знает никакого Беляева и у них нет его книг!
В эту библиотеку я больше не пошла и находила себе книги через знакомых, родственников и соседей. Много позже я узнала, что книги Беляева были в то время запрещены. Вспоминая теперь ответ библиотекаря я удивляюсь тому, как она вдохновенно и нагло врала мне, еще ребенку, отучив меня в будущем от уважительного отношения к библиотекам. Ведь могла сказать проще, что, к сожалению, книги этого автора не рекомендованы к чтению, поэтому их у них и нет.
С книгами тогда была напряженка, а спрос на них был большим. Ведь не у всех были телевизоры, не было в то время ноутбуков и Интернета.
У маминой сестры, тети Дуси, была дома целая библиотека. Книги занимали всю стену от пола до потолка и были в стеклянных шкафах, так что были видны их переплеты и названия. Там были полные собрания сочинений известных всему миру писателей. Книги скучали на полках и ждали своих читателей, запертые в шкафах. Но тетя Дуся не любила давать их мне, боялась, что я испорчу или не верну. Поэтому мне приходилось только рассматривать издали этих прекрасных пленниц и молча завидовать. Однако через двоюродного брата Вовку, который жил по соседству с тетей Дусей и которому перепадали иногда их книги, мне удалось прочитать «Тысяча и одна ночь», а также, впервые, окунуться в мир детектива «Приключения Шерлока Холмса». Все это читалось на одном дыхании.
Но самой любимой моей книгой был роман Джека Лондона «Мистер Иден.» Любовь к Руфи, надежда стать достойным этого прекрасного, небесного создания, изнурительная физическая работа, литературный труд, успех и деньги и - разочарование в любимой, которая полюбила не его, таким, какой он есть, а его деньги, потеря смысла жизни и уход из жизни бывшего моряка, сознательно погрузившего себя в глубины морские, так, чтобы точно не выплыть, обмануть инстинкт самосохранения! Эта книга была настоящим открытием для меня, помогла впервые, в юные годы задуматься о смысле жизни.
Я училась в двух школах: восьмилетке, в которой, в основном, учились дети, жившие с родителями в коммунальных квартирах в домах, сосредоточенных вокруг этой школы, большей частью серых, а тех, что выходили на центральный проспект города - желтых. Наш дом выходил на проспект Ленина и имел желтый фасад, который обновлялся каждый год. Практически все родители работали на тракторном заводе и, по задумке тех, кто строил эти восьмилетки в рабочем районе, дети из семей рабочих также должны были пойти по стопам родителей и среднее образование им не понадобится.
Однако я решила продолжить учебу и пошла в девятый класс в школу - десятилетку, ученики в которой были немного из других семей, многие из учеников жили в отдельных квартирах в достаточно благоустроенных домах.
В этой новой школе у нас была классный руководитель Ольга Николаевна, заслуженный учитель, которая преподавала литературу.
И вот однажды, Ольга Николаевна попросила нас написать домашнее сочинение на свободную тему в любой литературной форме.
Придя домой, я стала обдумывать это предложение. Просто стояла и смотрела в окно. Из окна нашей комнаты была видна Комсомольская площадь.
Раньше на этой площади проходили пионерские смотры песни и строя школьников района, а зимой - все пространство площади занимала огромная голова Руслана в ледяном шлеме, на которую местная детвора и более старшие ребята поднимались по ледяной лесенке с обратной стороны, попадали на площадку и, из открытого рта Руслана, скатывались с огромной горки на его бороде вниз! Я тоже каталась с этой горки и всегда просила старших ребят дать мне время, чтобы успеть съехать до того, как они врежутся в меня, скатываясь с этой горки на большой скорости стоя.
А теперь на Комсомольской площади установили памятник и даже над этой площадью был первый салют в нашем городе в честь победы в Великой Отечественной войне. Памятник представлял собой танк, установленный на постаменте с памятной доской, на которой была надпись: "Уральцы, Вам, чьи руки золотые ковали здесь победу над врагом"!
Памятник был посвящен рабочим тракторного завода, на котором в годы войны делали танки, а наш район и город называли Танкоградом!
И я решила написать стихотворение, посвященное этому событию.
Вот оно:
ТАНК
На пьедестале замер он -
Так, словно сильно утомлен,
Так, словно сильно постарел
И оказался не у дел...
Да и не надо, раз уж встала,
Сходить громада с пьедестала,
Пока стоишь ты - детство радо,
Пока стоишь ты - горя мало.
Но вспомнил Танк, как он сошел,
Под крик "Ура!", как в бой пошел,
Своей громадою прикрыл
Тела бойцов, огонь открыл,
Все реже, реже строй врага,
Но ни откроет никогда
Прекрасных, синих глаз
Один солдат, второй солдат
И так уж много раз...
Спасибо, Танк, ты победил!
Но нам не надо, нет, не надо
Блокады новой Ленинграда
Мы жить хотим, мы петь хотим,
Войну начать вновь - не дадим!
Стихотворение Ольге Николаевне понравилось, она дала ему название «Танк» и прочитала его ребятам в классе. Потом она стала хвалить и другие мои сочинения и тоже читать их в классе. Когда я говорила с моей однофамилицей из другого класса, то узнала, что она и им читает мои сочинения.
Ольга Николаевна была очень хорошим учителем и нашим классным руководителем. Я любила ее уроки и очень уважала ее. Ее мнение было для меня важно. Спасибо Ольге Николаевне, что она обратила внимание на мои сочинения.
Когда мы однажды возвращались домой из школы с моей школьной подругой, с которой жили в одном подъезде, она прочитала мне свое стихотворение, которое показалось мне очень хорошим, наполненным смыслом и я испытала даже легкую зависть к тому, с каким мастерством подруга сочинила свое стихотворение, я бы точно так не смогла!
- Ольга, прекрасное стихотворение, - сказала я подруге. Гораздо лучше моего. Молодец!
- Нет, твое лучше, - ответила она.
- Почему???
- Потому что, когда я читала твое стихотворение маме, она плакала, а когда читала свое - нет.
Вот такую оценку подруги я получила.
Ну а Ольга Николаевна устроила в школе литературный вечер и в конце его вдруг вызвала меня на сцену и вручила книгу Бориса Горбатова «Мое поколение». Помню, что я была одета в этот день очень скромно и, смущаясь, вышла на сцену за наградой, поблагодарила своего учителя.
А книгу эту я прочитала от корки до корки, она, как и все, что я когда-либо читала, показалась мне интересной. Ведь книга - лучший подарок, тем более, если это твоя первая награда!
На выпускном вечере, вручая аттестат о среднем образовании, Ольга Николаевна спросила меня, в какой вуз я буду поступать?
Я ответила - в технический, буду инженером-строителем! Ольга Николаевна расстроилась, наверное, у неё были другие планы на мое будущее.
А я стала таки инженером-строителем, хотя по специальности работала потом только три года, ну а писать непридуманные рассказы начала только сейчас, когда пришло время задуматься о смысле жизни вообще, и о смысле собственной почти прожитой жизни, и объективно взглянуть на все, что в ней произошло, ведь случайностей не бывает. Все жизненные события связаны друг с другом.
Возможно, кто-то посмотрит по-другому и на собственную жизнь, которая, очень надеюсь, у него еще вся впереди.