Ну что тут сказать? Вот смотрите: в эпоху раннего средневековья распалась Великая Булгария – кочевая держава в Северном Причерноморье. Одни племена ушли на Дунай, где завоевали местных жителей и перешли в православное христианство. Сейчас их потомки считают себя славянами, хотя используют тюркское название.
Другие племена отправились на Волгу, завоевали местных жителей (славян и угорские племена), но сохранили тюркский язык и самосознание. Сейчас эти люди являются тюркским народом и зовутся казанскими татарами. Хотя это имя появилось лишь в советские годы, и булгарами они продолжали себя звать вплоть до недавнего времени.
Получается, у этих двух народов было общее этническое ядро, но они имеют разное этническое самосознание из-за определенных поворотов истории. Это я к тому, что и у современных турок могут быть какие угодно предки, но это не важно. Самое главное – это кем они себя ощущают.
Вообще, Османская империя, хотя и являлась достаточно современной и технологически развитой страной, несла в себе многие характерные черты средневековых восточных держав. Так, она не имела этнического характера, ее политическая система была основана на принадлежности к мусульманской религии.
В свое время все посткочевые государства стали распадаться из-за противоречий племенных тюркских кланов, но тут нашли элегантное решение проблемы. Традиционной туркменской аристократии был создан политический и военный противовес. Система девширме, налога кровью, позволила создать не только пешее янычарское войско, но и квалифицированные органы управления для огромной страны.
Эти люди были новообращенными мусульманами, говорили далеко не на стандартном турецком языке, жили в городах и именно они считались османами. Тогда как кочевников и кочевников из старых тюркских племен, живших родовым строем, величали «тюрками», «огузами» или «туркменами», т.е., не включали в состав политической нации.
Турецкий язык, тем не менее, выступал в качестве лингва-франка, особенно для новых мусульман, которых становилось больше каждое поколение. Однако, по всей империи существовали армянские и греческие общины, а в европейской части страны доминировали славяне.
Тюркоязычные были в большинстве только в Стамбуле, Селянике и части Центральной Анатолии, как бывшем центре сельджуков Рума. А по всей остальной территории государства они имели лишь незначительные анклавы. Причем, как уже было сказано, на Балканах проживали отнюдь не природные тюрки.
Но в 19-м веке с ростом национализма все изменилось. Еще тогда жители Балканского полуострова, ассоциирующие себя с исламом, стали постепенно перебираться в Малую Азию. В обратном направлении отправились европейцы, особенно греки. После войн, конец которых ознаменовался полным распадом Османской империи, этот процесс ускорился и был воплощен радикально: кому интересно, гуглите «греко-турецкий обмен населением».
В результате в Турции собралось немало мусульман балканских и иных национальностей с разной степенью знания турецкого языка. «Природные тюрки» из восточной части страны не особо смешивались с этим интернационалом. Проблему решила политика Кемаля Ататюрка, при котором эти люди приняли турецкую идентичность.
Вообще-то, в истории подобное бывало неоднократно, но первый раз такое случилось буквально на наших глазах – что такое для народа сто лет истории? Поэтому – ну да, современные турки имеют смешанное происхождение, но безусловно, тюркскую национальную идентичность.
Для тех, кто любит подробности, скажу так. Почти 25 % турецкого генофонда составляет гаплогруппа J2, которая восходит к анатолийским фермерам – пионерам неолитической революции. J1 присутствует в размере 8 % – она имеет близкое происхождение, но ее «центр тяжести» смещен на юг, в область проживания семитских народов. G2 характерна для выходцев из Южного Кавказа, хотя и у населения Анатолии она присутствует в значительной степени – у турок ее тоже около 8 %. Гаплогруппа R1b в содержании 12 % распространена как в Западной Европе, так и в Средней Азии – в данном случае она получена, скорее, от последней. R1a, а ее около 7 %, как раз говорит о наследии славян. Современные турки отличаются также значительной долей северо-евразийской гаплогруппы N – ее почти 17 %.
Так что, нынешний турецкий народ в среднем демонстрирует происхождение на 30 % от анатолийцев, на 30 % от жителей Ближнего Востока и Кавказа, на 30 % от балканцев, на 10 % – от выходцев из Средней Азии. Но это не то, чтобы редкость для тюркских наций.