Три жизни особняка Рябушинского

Особняк Рябушинского считается одним из самых красивых и одним из самых посещаемых особняков Москвы.

Я давно хотела посетить его, но все никак не получалось.

Во-первых, время работы особняка не очень удобное, во всяком случае для меня. Я люблю смотреть всю эту красоту по будням после работы, но особняк очень рано закрывается.

Режим работы музея: среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье с 11.00 – 17.30. Касса работает до 17.00

Потом очень хотелось попасть туда с экскурсией. Но позвонив в музей, чтобы записаться на ближайшую, узнала, что оказывается запись минимум за месяц и то, надо успеть в первые часы открытия записи, а то придется снова ждать месяц. Но это меня тоже не остановило. Решила просто почитать об особняке и уже потом пойти с самостоятельным осмотром.

Жизнь особняка как будто разделился на три жизни, между которыми было еще несколько интересных эпизодов.

Как не странно это звучит, но особняку повезло не только с архитектором, но и с Заказчиком.

Выстроен он был в 1903 году по заказу банкира и фабриканта Степана Павловича Рябушинского, именно он вместе со своим братом основал один из первых в стране автомобильных заводов (АМО). В советское время предприятие стало известно под именами ЗИС, а потом ЗИЛ. Архитектором же был к тому времени уже известный архитектор и его близкий друг Федор Шехтель.

Особняк Рябушинского является ярким образцом модерна. Необычны и фасады, и интерьер дома.

Фасад здания облицован глазурованным кирпичом и мозаикой. На фризах дома изображены нежные орхидеи и ирисы. Изготовлены эти панно в мозаичной мастерской Фроловых в Петербурге, основанной в 1890 году А.А.Фроловым.

Интерьер особняка поражает. Шехтель создал подобие водного мира, используя элементы водной стихии в интерьере. Великолепная лестница-волна, которая чаще всего изображена на фото особняка, с необычным светильником, глядя на который снизу, видишь медузу, а сверху он представляет собой черепаху.

В декоре дома использовано множество элементов: растительные узоры, морские коньки, ракушки, звезды, насекомые. Лепнина на потолке напоминает водную гладь пруда с ряской на воде и улитками.

Великолепная столовая с огромным камином, ныне утраченным, огромными необычными окнами. Парные торшеры в виде крыльев стрекозы с витражной частью образующие перегородку между входной зоной и остальными помещениями дома.

Во время Февральской революции 1917 года Рябушинский находился в США: заказывал оборудование для автомобильного завода. Вернулся летом 1917 года и после Октябрьской революции вместе с женой и двумя детьми эмигрировал в Италию.

На этом первая жизнь особняка закончилась.

После Рябушинского чего только в особняке не было. С 1919 года здесь располагался Госиздат. В августе 1921 года профессором И. Д. Ермаковым открыт детский сад-интернат, но не в привычном нам понимании. Дом-лаборатория, как его называли, был одним из интернатов в стране, в которых организовывалось «свободное половое развитие детей». Это первый в мире опыт введения полового просвещения в дошкольных учреждениях. В доме-лаборатории осуществлялись систематические исследования по детскому и медицинскому психоанализу, психоанализу бессознательного, характера, обучения и воспитания, творчества, религии. Отчёт о работе Детского сада, представленный осенью 1923 года на встречах с психоаналитическими группами в Берлине и Вене, вызвал интерес и получил поддержку З. Фрейда и Л. Д. Троцкого. Среди воспитанников Детского дома были дети сотрудников Коминтерна, рабочих, государственных и партийных служащих, руководителей государства, в частности, сын Сталина — Василий, а также дети Ф. А. Сергеева, Д. И. Курского, М. Л. Рухимовича, М. В. Фрунзе.

с 1925 по 1931 в особняке находилось Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей.

В 1931 году началась вторая жизнь особняка, Сталин предоставил дом в распоряжение Максима Горького. Хотя писателю дом не нравился, он изначально считал его нелепым, но от предложения Сталина было не принято отказываться, спорить было бесполезно.

Горького можно понять, кроме того, что сам дом не пришелся ему по вкусу, в особняке за писателем было установлено пристальное наблюдение сотрудников ОГПУ: в прихожей сидел комендант И. М. Кошенков, который вёл подробную запись всего происходящего. Кроме этого, в стены были встроены подслушивающие устройства. И это не было манией преследования Горького, писавшего Елене Булгаковой: «Здесь за каждой дверью есть ухо». Во время реставрационных работ в середине 1970-х годов в одной из стен дома обнаружили громоздкое подслушивающее устройство.

Горький, не любивший роскошь, внес много изменений в интерьер, на мой взгляд не очень удачных. Прожил Горький в особняке до своей смерти 1936 г.

В 1965 году началась третья жизнь особняка, которая продолжается до сих пор – в 1965 году здесь открылся музей Максима Горького.

Как раз благодаря тому, что в особняке находится музей, мне удалось попасть вовнутрь. Не скрою, вышла я немного разочарованная.

По моему мнению, особняк стал выглядеть нелепо из-за наслоения двух стилей.

Великолепная гостиная Рябушинского с лепниной на потолке, преобразованная Горьким в библиотеку, заставлена громоздкими шкафами по периметру. В гостиной уничтожен великолепный камин. Безвозвратно утрачены оригинальные светильники, сделанные по эскизам Шехтеля для этого дома. Великолепные светильники-стрекозы в вестибюле парадного входа наполовину закрыты шкафами. Да много что в доме выглядит не так, как задумывалось изначально.

Но больше всего меня расстроило состояние особняка. Видно, что особняку требуется ремонт, не скажу, что он находится в удручающем состоянии, но подтеки на потолке и стенах бросаются в глаза. Возможно, чтобы реставрировать объект культурного наследия, требуется много согласований, но хотелось бы, чтобы шедевр Шехтеля находился в хорошем состоянии.

А Вы посещали особняк Рябушинского? Как впечатление?

Подписывайтесь на мой канал и давайте путешествовать вместе! Ведь хорошо бродить по свету ....

Всем Света и Добра, Елена М.