Найти тему
СамолётЪ

Мечты о трусах с начёсом. Стержнем образа «СССР 2.0», который предлагается обществу, является менталитет русского крестьянина

Оглавление
Липецкий областной художественный музей. Сысоев Николай Александрович, «Летняя страда»
Липецкий областной художественный музей. Сысоев Николай Александрович, «Летняя страда»

Говорят, что огосударствление экономики оказывается не так плохо, как многие думали. Вот передали много чего Росимуществу и ничего — живы, а опыт соседней Беларуси, где директивное установление цен было введенное больше года назад и вовсе внушает надежду…

Примерно о таком типе оптимизма писал некогда Владимир Войнович в своей книге о приключениях Ивана Чонкина: «Дела в колхозе шли плохо. Не сказать, что совсем плохо, можно даже сказать — хорошо, но с каждым годом всё хуже и хуже…»

Борщевой набор и трусы с начёсом

Белорусский опыт, где огосударствление началось намного раньше, чем в России, скорее создает и удерживает нишу «для бедняков», меру, в чём-то напоминающую западный формат льготной покупки продуктов food stamps. В Беларуси, например, регулирование цен установлено не на всю продукцию, а только на ту, которая производится (давалец - производитель товара) и реализуется на внутреннем рынке Беларуси и которая указана в специальном перечне, состоящем всего из 370 наименований. Помимо еды это недорогая одежда, стройматериалы, хозяйственные товары и т.д. Регулировка цен на эти товары теперь происходит в размере не более 0,3% к предыдущему месяцу и не более 3,5% к аналогичному месяцу прошлого года на овощи борщевого набора и сезонные растения.

Есть ещё проблема труда, говоря о которой, коллеги упоминают неких спикеров, заявлявших о «бессмысленности» таких профессий, как курьерская доставка, в которой заняты «здоровые мужики». И тут ресурсы якобы «вполне могут вылиться, при необходимости, в соответствующие регуляторные ограничения и перенаправление трудовых ресурсов на «важные» задачи».

Надо полагать, что «запрет курьеров» (равно как и других «бесполезных» в такой «новой экономике» профессий, например, таксистов, парикмахеров и прочих), высвободит ресурсы для по-настоящему важных работ, определять которые должно государство.

Ну и прочие «мелочи», вроде установления «официального» курса валюты, «проседания потребительского предложения, которое, однако, вполне может быть восполнено внутренними аналогами, без оглядки на их качество и стоимость.

В то же время возможно сокращение «избыточного» предложение ряда товаров», - рисуют нам прекрасный прогноз на будущее, вплотную приближая нас к тем самым идеалам СССР 2.0: жить все будут бедненько, но с борщевым набором и трусами с начёсом, так как с отоплением тоже не очень.

Но, поскольку, рыпаться некуда, «все будут сидеть ровно, возможно даже бороды отрастят…»

Из-за острова на стержень

На самом деле мы всё уже проходили. И не только в «классическом» СССР. Уравниловка ещё с «заповедных» дореволюционных времён была стержнем менталитета русского крестьянина. А всё – из-за переизбытка рабсилы в деревне – в начале ХХ века половина населения деревни была «лишней». И потому домохозяйства и община выбирали не повышение личного дохода, а способы занять лишние руки в ущерб доходу.

Ещё в 1924 году в монографии «Организация крестьянского хозяйства» создатель теории трудового коллектива и всех форм кооперации в сельском хозяйстве (а ещё автор терминов «моральная экономика» (привет Сергею Глазьеву) и «продовольственная безопасность» (привет экс-секретарю Совбеза Сергею Иванову) Александр Васильевич Чаянов вывел модель трудовой организации в российской деревне, резко отличную от западной. Для крестьян были важны не выработка (и заработок) каждого работника, а занятость всех членов семьи и её общий доход. Такое пренебрежение к личной производительности труда и эффективности индивидуальной работы имело важные культурологические последствия для России в целом.

Авторы книги «Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен» приводят простой пример из труда Чаянова:

«Производство овса на одной десятине в Волоколамском уезде требует 22 рабочих дня и даёт 46 рублей дохода. Т.е. 1 рабочий день даёт около 2 рублей. Для выращивания льна на той же десятине нужно 83 рабочих дня, что даёт доход 91 рубль – только чуть больше 1 рубля за рабочий день. Но замена овса льном (что и выбирали крестьяне) позволяет занять всех работников, хотя производительность и оплата труда одного работника снижаются. То есть распространение льна и картофеля во многом были связаны с их трудоёмкостью, позволявшей сократить безработицу».

Это невольно наводит на мысль о том, что и сегодня при всех громогласных заявлениях о необходимости повышения производительности труда и даже наличии особого нацпроекта реальные факторы повышения производительности (автоматизация, роботизация и научная организация труда) не внедряются в России по той же причине, что и 100-150 лет назад не внедрялась модернизация и урбанизация. Причина – отсутствие ответа на вопрос, куда тогда девать лишних людей?

Кстати, авторы книги показывают, что как только деревня избавилась от лишних крестьян (в ходе страшного для РИ-СССР-РФ ХХ века), первым из культивирования выбросили именно очень трудоёмкий лён.

Институт Народнохозяйственного Прогнозирования РАН в своё время делал подсчёты, согласно которым, если бы в России удалось поднять производительность труда хотя бы до уровня Италии (не самый высокий показатель в мире), то лишними бы в России оказались 21 млн работников, или 30% нынешней рабсилы.

А если бы ещё и сократить хотя бы в два раза «оборонно-охранительскую занятость», где сейчас в России (на госслужбе и в частной охране) занято до 7-8 млн здоровых молодых мужчин, то без работы остались ещё 3-4 млн человек.

И куда девать эти 25 млн человек?

Павел Пряников указывает, что «Европа, где капитализм начался раньше, выкидывала лишних людей в колонии в Новый Свет (из одной только Швеции до 1930-х эмигрировало до 20% населения; из Германии – 25-30 млн человек). В России лишних людей «утилизировали» в войнах и голодовках. Но сейчас эти способы считаются уже негуманными».

Уравниловка потому продолжает оставаться «вечной» экономической альтернативой для России, что большая часть населения страны наследует деревенскому сознанию предков-крестьян, полностью зависевших от общинного контроля, который ограничивал трудовую мотивацию и хозяйственную инициативу. Установки типа «отнять и поделить» и отношение к земле как к дару свыше, но не товару, оказались настолько устойчивы, что всплывали всё ХХ столетие.

Всплывают и сейчас, когда философ Александр Дугин говорит о своём идеале –помещичьей деревне, - ради которого он готов взять в союзники среднеазиатский Кишлак, чтобы вместе громить Город:

«Хватит издеваться над словом «кишлак» и над людьми, которые в нем живут. Это как наши крестьяне, жители священных русских сел и деревень. Какой городской цивилизацией мы хвалимся? Это территория разврата и вырождения, отрыва от корней и утраты традиции. Люди кишлака священны. Как священны люди русской деревни. Тот, кто там живет, люди с корнями и с идентичностью. Горожанин - это либо торгаш, либо пролетарий - оба сословия мерзкие. Ну ладно еще государственный человек или военачальник. Эти пусть в городе. Но народ - это земля - у нас деревня, село, весь, у них кишлак. Священный и прекрасный кишлак. Издеваясь над кишлаком, мы становимся подобным либералам и расистам, а это низко».

«Общинный уклад, - пишут авторы «Города и деревни в Европейской России…», - охватывал треть всех земель дореволюционной Европейской России, а без учёта северных казённых территорий - около половины. Прадеды, деды и отцы большинства современных горожан - выходцы из общин. Горожан в третьем поколении, по оценкам, набирается лишь около 1/6, а потомков дореволюционных городских сословий - совсем мало, в т. ч. в Москве - около 3%».

Ну и как вам?

Друзья, делитесь своим мнением, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал! Только ваша поддержка позволяет нам работать.
СамолётЪ