В войне на море всегда велик фактор везения и случайности. При этом, феноменальное везение для одной стороны всегда оборачивается фатальным невезением для другой. Иногда отдельный "lucky-shot" мог полностью перевернуть ход боя, как, например, при Цусиме, когда броненосец "Ослябя" практически сразу получил пробоины в носу, и стремительно ушёл под воду. Или обратная ситуация, когда при той же Цусиме японский броненосец "Фудзи" получил снаряд в башню главного калибра, в результате чего вспыхнули пороховые заряды, и броненосец имел все шансы за считанные минуты взлететь на воздух. Однако фатальное невезение русских комендоров и везение японцев заключалось в том, что снаряд перебил трубы гидросистемы, и хлынувшая под напором вода потушила горящие заряды. В то же время, именно последний залп с "Фудзи" проделал ровно то же самое с броненосцем "Бородино", в котором трубы так удачно не перебило, и он погиб.
Но бывают истории, когда виной гибели кораблей становится не удачное попадание противника, не фатальное невезение, а собственная глупость командиров, причём присутствие противника для этого вообще не обязательно.
Одной из самых глупых и поистине нелепых потерь за всю историю можно считать гибель в первые же дни Русско-Японской войны двух ценнейших кораблей эскадры – минного заградителя «Енисей» и крейсера 2-го ранга «Боярин», безо всякого участия противника. К печальному исходу их последовательно подвела цепь непродуманных решений командования в Порт-Артуре, и особенно собственных командиров, превратившись в настоящий трагифарс.
Начать следует с того, что, сделав в 1898 году Порт-Артур главной базой флота, русское командование совершенно не озаботилось защитой коммерческого порта Дальний. Огромные средства вкладывались в его постройку, но ни одной береговой батареи предусмотрено не было. Всю защиту должна была обеспечивать Тихоокеанская эскадра, которая теперь, после внезапного нападения японцев, утратила инициативу. План защиты Дальнего на случай войны заключался только в постановке минного заграждения.
На следующий же день после внезапного нападения на русскую эскадру в Порт-Артуре, утром 27 января 1904 года, в Талиенванскую бухту на постановку заграждения был отправлен минный транспорт «Енисей» под командованием капитана 2-го ранга В.А. Степанова.
Не суливший ничего хорошего абсурд начался уже с самого начала, когда в штабе эскадры вдруг сообразили, что отправили в условиях войны корабль, битком набитый минами, совершенно без прикрытия.
Командовавший минной постановкой контр-адмирал М.П. Молас внезапно спохватился и направил Степанову телеграмму с приказом вернуться обратно на рейд. Там к «Енисею» был приставлен в качестве конвоира бронепалубный крейсер 2 ранга «Боярин», с которым они и вышли, прибыв в бухту Талиенван ближе к ночи. При этом, командование посчитало, что минный заградитель достаточно лишь проводить до места назначения. Поэтому, выполнив задачу, «Боярин» ушёл обратно в Порт-Артур, оставив «Енисей» с 402 минами на борту в полном одиночестве. Вероятность появления японцев во время минной постановки, очевидно, никто не рассматривал.
С ночи 27 до вечера 28 января в свежую погоду, сопровождавшуюся пургой, было успешно выставлено основное заграждение в 320 мин, после чего «Енисей» зашёл в порт Дальний, откуда Степанов телеграфом отправил в Порт-Артур исполнительную схему заграждения, сообщив при этом, что утром намерен выставить оставшиеся на борту 82 мины.
Утром 29 января по личному приказанию наместника императора Николая Второго на Дальнем Востоке Е.И. Алексеева «Енисей» занимался проводкой иностранных коммерческих пароходов из Дальнего через оставленный в заграждении коридор, после чего демонстративно закрыл его двумя небоевыми минами с песком. Дождавшись ухода пароходов, Степанов выставил дополнительную линию из 40 мин. Однако, после того, как постановка заграждения была завершена, с корабля заметили две всплывшие мины.
Во время предыдущей постановки также всплыли 3 мины, и тогда их уничтожили со шлюпок подрывными зарядами. Теперь же, вторые сутки находясь в море безо всякого охранения (вот оно, мудрое решение штаба эскадры в лице контр-адмирала М.П. Моласа) и опасаясь появления неприятеля, командир решил сэкономить время. Несмотря на возражения минного и штурманского офицеров, Степанов приказал вместо спуска шлюпок подойти задним ходом ко всплывшим минам, чтобы расстрелять их из кормового орудия.
Результат маневрирования на собственном минном заграждении оказался ровно таким, каким и должен был быть, — «Енисей» подорвался на своей же мине, и в течение 15 минут затонул. Ценнейший минный заградитель, которых было всего 2 в составе эскадры, был потерян. Ценой «сэкономленного» на спуске шлюпок времени стала гибель 3 офицеров, кондуктора и 90 нижних чинов. Осознавая, что он натворил, капитан 2 ранга А.В. Степанов отказался покинуть корабль и ушёл на дно вместе с ним.
В Дальнем услышали выстрелы, производившиеся «Енисеем» по всплывшим минам, и последовавший взрыв, а увидев в тумане дымы шедших из Порт-Артура пароходов, решили, что в бухте появились японские миноносцы. Командовавший гарнизоном Дальнего генерал А.В. Фок телеграфировал о нападении в Порт-Артур наместнику Алексееву. Получив сообщение, наместник приказал направить в Талиенванскую бухту всё тот же крейсер «Боярин» под командованием капитана 2 ранга В.Ф. Сарычева, героя подавления восстания ихэтуаней в Китае в 1900 году, награждённый за штурм фортов Таку.
В сопровождение ему выделили эсминцы (на тот момент называвшиеся «истребители») «Властный», «Внушительный», «Расторопный» и «Сторожевой». Перед отправлением Сарычеву был показан только примерный план первоначально выставленных «Енисеем» мин, а место постановки остававшихся 82 мин вообще было неизвестно.
Спустя полтора часа после выхода, в 16 часов 08 минут 29 января, «Боярин» налетел на выставленные «Енисеем» мины и подорвался. Взрыв произошёл в районе миделя под кочегарными отделениями левого борта, корабль получил опасный крен в 15 градусов, погибли 9 кочегаров. Несмотря на тут же начатую борьбу за живучесть, командир крейсера В.Ф. Сарычев посчитал положение безнадёжным, и приказал оставить корабль. Менее чем через час после подрыва весь экипаж «Боярина» уже разместился на миноносцах.
Два из них тут же ушли в Порт-Артур, а два других остались добивать «обречённый» корабль, чтобы избежать возможного захвата противником (что звучит довольно абсурдно, раз корабль посчитали безнадёжным). Даже тут произошёл абсурд: миноносец «Сторожевой» попытался торпедировать «Боярина», но одна из торпед застряла в аппарате, а вторая затонула на полпути до цели. Не став использовать второй миноносец, Сарычев увёл корабли.
Командующий Тихоокеанской эскадрой О.В. Старк, узнав о произошедшем, правильно оценил поспешность принятого Сарычевым решения. 30 января он направил в бухту Талиенван на поиск и спасение «Боярина» миноносцы «Выносливый», «Грозовой» и пароход КВЖД «Сибиряк» под командованием начальника 1-го отряда миноносцев капитана 1 ранга Н.А. Матусевича. Оказалось, что «Боярин», признанный Сарычевым безнадёжным, всё это время совершенно не собирался тонуть: оставшись без экипажа, он сдрейфовал к берегу острова Южный Саньшаньдау, где и приткнулся на отмель.
Тщательный осмотр корабля высадившейся командой не выявил видимых повреждений, внешне исправными выглядели главные и вспомогательные механизмы. Броневые люки, водонепроницаемые двери, крышки иллюминаторов были старательно задраены. Общее состояние корпуса и большое количество свободных от воды помещений не оставляли сомнений в реальности спасения корабля.
Утром 31 января для организации аварийно-спасательных работ Н.А. Матусевич направился в Дальний, где миноносцы были вынуждены пережидать шторм. Однако именно шторм оказался фатальным: в ночь на 1 февраля «Боярин» сорвало с мели и, разворачивая вокруг выставленного осмотровой командой якоря, вновь нанесло на заграждение «Енисея».
Вот так из-за халатности командования в Порт-Артуре и чудовищных ошибок командиров кораблей безо всякого воздействия противника оказались потеряны ценнейшие боевые единицы. Ещё большую нелепость ситуации придаёт то, что и В.А. Степанов, и В.Ф. Сарычев считались одними из лучших командиров Тихоокеанской эскадры. Теперь у неё остался лишь один минный заградитель – «Амур», и лишь один крейсер 2 ранга – «Новик», на судьбе которого гибель «Боярина» сказалась особенно серьёзно, так как отныне «Новик» практически без перерыва нёс всю тяжесть службы при эскадре, чем надорвал себе котлы и машины. Что, в конечном итоге, привело его к гибели.
Ни один японский корабль на выставленных «Енисеем» минах не подорвался.
Трагедия в бухте Талиенван оказалась отнюдь не единственным происшествием по вине командиров, случившимся во время Русско-японской войны. В ночь на всё то же злополучное 29 января миноносец «Боевой» столкнулся со «Стерегущим» и надолго выбыл из строя, 7 февраля столкнулись миноносцы «Расторопный» и «Скорый», 13 февраля «Внушительный» был посажен на мель в Голубиной бухте и без боя затоплен экипажем, 13-го марта броненосец «Пересвет» протаранил «Севастополь», повредив ему подводную обшивку и погнув лопасть правого винта. Но столь глупой и нелепой потери сразу двух кораблей больше не случалось.
После гибели «Боярина» адмирал Старк при поддержке наместника Алексеева, приказал провести расследование и передать материалы Временному военно-морскому суду в Порт-Артуре. 12 февраля 1904 года суд признал В.Ф. Сарычева
«Виновным в том, что он при получении крейсером пробоин недостаточно убедился в плавучести судна и благодаря этому не принял должных мер к спасению такового, последствием чего было спешное снятие с крейсера команды и оставление судна. Небрежности же или неосторожности в действиях командира по управлению крейсером, которые были причиной гибели последнего, судом в обстоятельствах дела не усмотрено»
Капитан 2 ранга В.Ф. Сарычев был списан на берег и отправлен командовать береговыми батареями.
Источники:
1) В.Ю. Грибовский – “Российский флот Тихого Океана, 1898-1905. История создания и гибели”
2) А. Царьков – “Русско-японская война 1904-1905. Боевые действия на море”
3) С.А. Бaлaкин – “Moрские сражeния Русскo-японскoй вoйны 1904-1905″
4) А. В.Скворцов — Крейсер II ранга «Боярин»
5) В.Я. Крестьянинов — Морская минная война у Порт-Артура.
6) В. Я. Крестьянинов, А. М. Колпаков – Заградители «Енисей» и «Амур»