Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

Как кинорежиссер С. Герасимов был «уличен в неправильном отношении к женщинам», а режиссер И. Пырьев устраивал картежные игры

Записка министра культуры СССР Н.А. Михайлова в ЦК КПСС «О серьезных недостатках в советском киноискусстве» (20.05.1955):

«…считаю необходимым доложить ЦК КПСС о серьез­ных недостатках в деле создания художественных фильмов, о неко­торых болезненных явлениях среди киноработников, которые Мини­стерству не удастся преодолеть без помощи ЦК КПСС.

За последние несколько лет советское киноискусство не выдвига­ет темы борьбы коммунистической партии и советского народа за подъем тяжелой индустрии, за дальнейшее развитие сельского хозяй­ства. Некоторые работники кино оторвались от жизни, стоят в сто­роне от больших задач, предпочитая важным и злободневным темам лишь темы прошлого, или темы отвлеченные.

В кино не находят показа темы из жизни рабочего класса, борьбы коллективов за дальнейший рост производства, подъем производи­тельности труда. …

Отрыв некоторых работников кино от жизни наглядно виден на примерах отношения их к проблемам сельского хозяйства. … Некоторое время назад режиссер С.А.Герасимов закончил фильм «Надежда», в котором затрагивается тема борьбы за подъем сель­ского хозяйства, за освоение новых земель. Картина оказалась совершенно неудачной. Тов. Герасимов проявил неуважительное, хал­турное отношение к теме. … Законо­мерно, что на общественных просмотрах фильм «Надежда» был, под­вергнут резкой и справедливой критике, как произведение, которое ни в коей мере не отражает борьбы партии и народа за подъем сель­ского хозяйства.

Некоторые работники кино не понимают обстановки, оторвались от партийных задач. Такой отрыв надо считать делом очень опас­ным, наносящим глубокий вред развитию советского киноискусства.

В одной из бесед тов. Пырьев, являющийся, как известно, очень влиятельным деятелем в области кино, говорил, что он раньше по­нимал деревню, а сейчас не понимает ее и не представляет, что в ней происходит. Очевидно, тов. Пырьев не согласен полностью и с критикой его фильма «Кубанские казаки». «Сначала, — говорил он, — картину все хвалили, а теперь нашли в ней какую-то лакиров­ку действительности. А какая в ней лакировка?».

В свое время секция кино Союза советских писателей наметила провести обсуждение фильмов, посвященных деревне. Узнав об этом, тов. Пырьев поднял скандал, и, пользуясь тем, что многие пе­ред ним угодничают, добился отмены намеченной дискуссии.

… Некоторые работники кино отнеслись к этому скептически, с усмешкой, а некоторые работники прямо заявляли о том, что вряд ли в этой теме можно найти что-либо интересное. Режиссер М.И.Ромм, например, заявил: «Кукуруза — это спекуляция на злободневной теме».

К чести некоторых товарищей, в частности, тт. Довженко, Калашникова, надо сказать, что они выступили против подобных утверждений и заявили, что нельзя опошлять такую большую тему, что речь идет не о примитивном подходе к ней, а о богатом и широком изображении в ху­дожественных формах того нового, что происходит в деревне.

Нельзя не заметить того факта, что крупные работники кино вот уже много лет молчат, никак не откликаются на события, происхо­дящие в нашей стране и за ее рубежом. Не помогают средствами ки­но общему делу коммунистического строительства. С другой сторо­ны, некоторые работники стремятся уйти от современных злобо­дневных вопросов лишь в области прошлого, в историю. …

Режиссер Козинцев Г.М., по утверждению работников Главного управления по производству фильмов, категорически отказывается ставить фильмы на современные темы. …

Режиссер А. Ромм отверг более десяти предложенных ему сцена­риев на современные темы под тем предлогом, что эти сценарии якобы не имеют должного художественного уровня.

Мы имеем много фильмов сделанных явно с обывательских, мелкобуржуазных позиций. Под флагом разоблачения буржуазной среды такие фильмы изображают «красивую» жизнь в прошлом, рисуют обывательскую среду и ничему нс учат молодежь. Это фильмы «Анна на шее», «Княжна Мэри», «Жена». Последний фильм посвящен на­шей действительности, но изображает он мелкие интересы мелких людей и не поднимается выше элементарных рассказов о неудачной семейной жизни.

Некоторые работники кино пытаются извращать основные поло­жения марксизма об искусстве и развивать непартийные взгляды на вопросы советского киноискусства.

Режиссер С.А.Герасимов, выступая перед молодежью с устано­вочным докладом о принципах работы творческой мастерской, многие вопросы изложил путано и неверно. …

Тов. Герасимов говорил о том, что «нас заела поденщина», что «толкование реализма надо уточнить», что «отсутствие синтеза делает наше искусство чрезвычайно неустойчивым, случайным, со случай­ными успехами и случайными срывами. Какой-то элемент удается, какой-то элемент противоречит удаче, тянет ее на дно. Получается какой-то хаос борющихся сил. Единства хочется достигнуть, какого-то единства».

В лекции тов. Герасимова нет ни одного слова о партийности ис­кусства, о руководящей роли партии в вопросах искусства, о задачах искусства с точки зрения служения искусства народу. Ни единого слова не сказал тов. Герасимов и о том, как же надо вести сейчас ра­боту советского кино, как связать ее с задачами коммунистической партии, советского народа.

Когда вопрос об ошибках т. Герасимова обсуждался в Министер­стве — т. Герасимов признал свои грубые политические ошибки и заявил, что его выступление перед молодежью надо расценивать как болтовню, как недопустимую речь.

В апреле с.г. во Всесоюзном государственном институте кинематографии с попыткой оправдать явления формализма в киноискусстве и доказать тезис о том, что творчество художника не находится в зависимости от его идеологии, мировоззрения, выступил профессор Кулешов. Настоящего отпора вредному выступлению тов. Кулешо­ва не было дано. Понадобилось обсуждение на партийном бюро речи тов. Кулешова, чтобы последний признал свои грубые политические ошибки. …

Пышность, декоративность приводят нередко к отступлению от жизненной правды, к лакировке. Так, для фильма «Земля и люди» (режиссер Ростоцкий) были запланированы для избы бедняка тю­левые занавески стоимостью 2 тыс. рублей. …

Среди работников кино нет критики и самокритики. Кинорежис­серы не критикуют друг друга честно и открыто, а предпочитают го­ворить о недостатках того или другого фильма лишь за спиной. По­пытки критиковать недостатки в деле создания фильмов встречаются в штыки.

Недавно на Коллегии Министерства мной были поставлены не­которые вопросы. Немедленно после этого слово взял И. Пырьев. По единодушному мнению присутствовавших на Коллегии министров культуры союзных республик и многих других товарищей, выступле­ние т. Пырьева являлось образцом разнузданности и невыдержанно­сти.

Тов. Пырьев пытался разбить все попытки открыть критику недостатков в работе киностудий и отдельных режиссеров, прикрыва­ясь при этом демагогическими фразами о святости искусства, о не­обходимости заниматься большими перспективными вопросами, за­ботиться о развитии техники и т.д.

Показательно, что на заседании Коллегии ни один из работников не попытался выступить с отповедью т. Пырьеву. Позднее секретарь партийной организации Главка т. Макаревич говорил, что это явля­ется большой ошибкой коммунистов Главка, что у них не хватило мужества сказать о творящихся на студии безобразиях. …

Тт. Довженко, Птушко не без основания утверждают, что за по­следние годы в кино сложилась группа монополистов, в состав кото­рой входят М. Ромм, И. Пырьев, Г. Рошаль, Л.Арнштам, которые хотят во всем диктовать свою волю, держать в руках Главк.

В чем причина этих болезненных явлений и недостатков?

Они, прежде всего, в плохом руководстве министерства. Бывший министр культуры т. Александров и бывший начальник Главка т. Ку­заков угодничали перед отдельными режиссерами, боялись их кри­тиковать, заигрывали с ними. Все это не имеет ничего общего с пра­вильным воспитанием кадров.

И до сих пор в Главке проявляются настроения беспринципно­сти. Главк и его партийная организация плетутся в хвосте отсталых настроений и занимают неправильную позицию в некоторых вопро­сах. …

В заключение следует сказать о том, что некоторые работники кино неправильно ведут себя в быту.

С. Герасимов уличен в неправильном отношении к женщинам и будет за это привлекаться к партийной ответственности. Свои недостойные поступки Герасимов при обсуждении этого вопроса в Мини­стерстве признал.

Бывший начальник Главка Кузаков был в связи с женщинами, что дискредитировало его, как руководителя и коммуниста.

И.Пырьев устраивает картежные игры. Во время таких игр обсуж­даются вопросы, относящиеся к политике развития советского киноискусства»

(Н.Михайлов. Архив. 10.10.1955. ф. 5. Oп. 30. Д. 131. Л. 27-35)