Ох, в какое место меня сегодня ноги занесли.
Заповедник СССР, немного клюквы, немного пафоса, но хотя бы без медведей и балалаек.
Дело было так. Надо было убить полчаса времени по дороге в поликлинику (парфянская стрела от сезона простуд настигла нас на прошлой неделе). И я наконец нашла время заглянуть в место под названием "Пельмени СССР". Семь лет мимо хожу, а всё недосуг.
Внимание! События, описываемые здесь происходят в Луганске, ЛНР. Потому некоторые моменты жизни могут отличаться от того, к чему вы привыкли.
Предыдущая история:
На входе нас встретило фортепиано.
Когда-то мама сказала мне, что в их райцентре, где она росла, все приличные девочки просто обязаны были ходить или в художественную, или в музыкальную школу. И наличие пианино в доме поднимало уровень интеллигентности семьи до высот, с которых орлам на спины плюют подсолнечниковой лузгой.
А дальше - смотрите сами. То ли красный уголок. То ли квартира дедушки-хомяка-ветерана соцтруда и члена КПРФ (за не имением ВКП(б)) одновременно.
Внимательно оглядевшись, я поняла, что не хватает двух вещей: коньячного набора рыбок, из которого никто никогда не пил. (По моему, не встречались мне дома, где среди советского хрусталя не стоит рыбка-мама с пробкой во рту в окружении своих мальков-рюмочек). И герани на окнах. Ну, и телевизор салфеткой не накрыт. Непорядок. А так - смотрите сами.
Просто зайти, пофотографировать и уйти показалось неудобным, поэтому я заказала блинчики на вынос. Да, здесь ещё нет терминала (как, впрочем, и во многих других заведениях города), поэтому пришлось отсчитывать звонкую монету под неодобрительным взглядом вождя.
А Феликс Эдмундович явно хочет спросить, на трудовые ли доходы я тут пировать собираюсь.
Плакатик на прилавке. Бюст Сталина прилагается. Но его фотографировать я не стала, потому что он, к сожалению, немного повреждён.
Ах, какой сифон на подоконнике! У нас был другой модели. Но как папа делал газировку я прекрасно помню. И как мама переживала, что у меня от неё разболится горло, потому что папа предварительно воду ставил в холодильник, ибо по его мнению тепловатая газировка не имеет права на существование.
Знаете, с одной стороны столько ностальгии в один момент... И наборы спичек в красивых коробках, которые берегли, я помню. И разноцветные авоськи у бабушки были.
А следом за сифоном я вспомнила ряд автоматов с газировкой на Городке ОР. Иногда местные выпивохи брали оттуда стаканы для своих нужд (рядом был гастроном, где, собственно, они затаривались). Но потом возвращали!
А Весёлые горки в парке? Какими невероятно высокими и крутыми они казались, когда мне было три года.
Знаете, мне исполнилось четыре вскоре после августа 1991 года. У меня много ярких и подробных воспоминаний о жизни там, в СССР. И я могла бы примкнуть к тем, кто сейчас твердит: "А при советской-то власти - ууу!" Но не имею на это морального права, хоть вроде бы дата рождения и дарит некую индульгенцию. Мои детские впечатления про аттракционы в парке и карамель из жжёного сахара это одно. А талоны на этот сахар в конце восьмидесятых - это реалии моих родителей.
В ту эпоху было заложено и в той или иной мере осуществлено просто гигантское, невообразимое количество великих и грандиозных проектов. Посеяны те зёрна, которые дают плоды по сей день. Но если бы советская эпоха не имела внутренних противоречий, которые подтачивали саму её суть изнутри, то никакой Госдеп с его пропагандой, никакие джинсы и дух свободы не смогли бы развалить Советский союз. Ни один дуб не рухнет, пока цела его сердцевина. Очевидно, что сердцевина той страны прогнила и продала древесину прямо на корню.
Наша задача сейчас не возвращать Союз таким, каким он был. И не отрицать его, чураясь и отрекаясь от собственного прошлого. Наша задача взять то лучшее, что было и на его основе строить своё.
Мне было интересно, чуть грустно, немного забавно и самую капельку неловко, пока я ждала свои блинчики. Наверное, если бы в создании интерьера владельцы заведения ограничились только предметами быта и сувенирами советских времён, я бы однозначно сказала, что это крутая идея. Прийти и поесть, как в гостях у соседки тёти Зины. Ну, или как в столовке, где раздатчица тётя Рая тебе зачерпнёт гуляша погуще, чтоб мяса побольше.
Просто повспоминать детство/юность, глядя в меню (да у них даже гороховое пюре есть! Вот уж предмет моей искренней ненависти в начальных классах) - это одно.Не знаю, насколько уместно есть борщ со сметаной в помещении, где на одной стене висит знамя одной из дивизий РККА, а на другой просто зашкаливающая концентрация вождей пролетариата на квадратный метр, но я понимаю, что романтизация и героизация той эпохи неизбежна.
Но бюсты, но знамя... Тут уж либо пионерская комната, либо едальня.
Хотя это лишь моё мнение. Мой отец, например, очень любит эту пельменную. И не первый год мне её нахваливает. У них, как он говорит, действительно вкусно и добротно приготовлено. Это именно столовая. Не кафе, не что-то более пафосное. И еда - простая, столовская, наваристая, вкусная. Никаких изысков. Советский фаянс для первых и вторых блюд, глиняные горшочки для рагу, компот в стеклянных графинах... Ему классно. И вкусно. И даже прикольно. Не знаю. Наверное, у того, кто стоял когда-то в почётном карауле с красным пионерским галстуком на шее, состоял в комсомоле и даже немного побыл комсоргом, пищеварительные ферменты вырабатываются не так, как у меня.
Хотя не могу отрицать определённую популярность заведения. И то, что люди сюда возвращаются. И привозят сувениры. Например, такую вот газету.
Как бишь её, эту компьюторную игру, которая вышла год назад? А, блин, Атомик Харт! Вот чем-то эдаким пахнуло в этом уголке. А, может, так и надо? Что думаете?
Следующая история: