Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная…»

В.Г.Богин в роли Базарова
В.Г.Богин в роли Базарова

«Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью — если он его не полюбит, повторяю я — я виноват и не достиг своей цели», - так писал Тургенев К.К.Случевскому в апреле 1862 года. Действительно, полюбили не все. Вот выдержки из одной статьи: «Евгений Васильевич Базаров, медик, юноша умный, прилежный, знающий свое дело, самоуверенный до дерзости, но глупый, любящий кутёж и крепкие напитки, проникнутый самыми дикими понятиями… Сердца у него вовсе нет; он бесчувствен — как камень, холоден — как лед и свиреп — как тигр… Он представляется каким-то ядовитым существом, которое отравляет всё, к чему ни прикоснётся»

Судя по некоторым комментариям, и для части современных читателей Базаров примерно таков же, но, тем не менее, очень многим (и мне в том числе) он симпатичен. Сам Тургенев подчёркивал противоречия героя, когда писал: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная…»

Что же говорит нам писатель о становлении этого человека?

В многочисленных статьях ведутся споры о его происхождении. Сам он о себе «с надменною гордостию» скажет: «Мой дед землю пахал», — а после добавит, что он «будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук».

Это, естественно, по отцовской линии. Мы узнаем из диалога братьев Кирсановых о его отце: «Николай, помнится, в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров?.. Так этот лекарь его отец». А сам Василий Иванович расскажет о себе: «Ведь я что? Отставной штаб-лекарь… Я у вашего дедушки в бригаде служил, да-с, да-с; много я на своем веку видал видов. И в каких только обществах не бывал, с кем не важивался! Я, тот самый я, которого вы изволите видеть теперь перед собою, я у князя Витгенштейна и у Жуковского пульс щупал! Тех-то, в южной-то армии, по четырнадцатому, вы понимаете (и тут Василий Иванович значительно сжал губы), всех знал наперечёт».

Штаб-лекарь, как сообщают словари, - «военное звание старшего (полкового) врача; а также врач в этом звании». Скорее всего, дворянство старший Базаров выслужил: ведь до 1845 года (а Евгений Базаров родился явно раньше) потомственное дворянство на военной службе давалось, начиная с XIV класса, до которого он явно дослужился. Подтверждением этого может быть и упоминание о «любопытном эпизоде чумы в Бессарабии», за который он «получил Владимира»: орден св.Владимира низшей, четвёртой, степени давался служащим не ниже седьмого класса.

Хотя, конечно, к знати никак не принадлежал, и сам это подчёркивает, мечтая, чтобы в биографии сына написали: «Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания».

Мать же Базарова – «настоящая русская дворяночка прежнего времени». Тургенев напишет, что замуж «она вышла против воли», но, судя по всему, привязалась к мужу и полюбила его, а «сына своего любила и боялась несказанно». Именно ей, дочери секунд-майора («При Суворове служил и всё рассказывал о переходе через Альпы»), принадлежит имение, где живут старики Базаровы. Имение небогатое:

«— Сколько у твоего отца душ? — спросил вдруг Аркадий.

— Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать.

— И все двадцать две, — с неудовольствием заметил Тимофеич».

Про своё детство Базаров вспомнит: «Мы вели бродячую жизнь; больше всё по городам шлялись», - очевидно, связано это было со службой отца (ведь и рассказывая о матери, автор упомянет о её «многолетних странствиях с мужем»). Воспитанный обожающими его родителями, Евгений не стал избалованным барчуком. Мы не знаем, где и как он учился, получив знания, позволившие продолжить образование в Петербурге, но отец с гордостью расскажет: «Другой на его месте тянул бы да тянул с своих родителей; а у нас, поверите ли? он отроду лишней копейки не взял, ей-Богу!»

Вскоре после выхода романа в журнале «Современник» была опубликована статья М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени» (Асмодей, напомню, один из главных демонов), в которой роман Тургенева был назван пасквилем на молодое поколение, а о Базарове сказано: «О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всё, начиная от своих добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадною жестокостью» (та характеристика героя, что приводилась в начале статьи, – тоже из «опуса» Антоновича). Но можно ли говорить о ненависти Базарова к родителям? Да, ему трудно быть рядом с ними, слишком разные они люди. Но был краткий диалог: «Ты их любишь, Евгений?» — «Люблю, Аркадий!»

В.И.Коршунов и Д.С.Павлов в ролях сына и отца Базаровых
В.И.Коршунов и Д.С.Павлов в ролях сына и отца Базаровых

Распространяться о своих чувствах Базаров не будет, это не в его характере (лишь перед смертью у него прорвётся: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать»). И вспомним, как он станет объяснять Аркадию, почему уезжает: «Работать хочется, а здесь нельзя… У вас, по крайней мере, запереться можно. А то здесь отец мне твердит: "Мой кабинет к твоим услугам — никто тебе мешать не будет"; а сам от меня ни на шаг. Да и совестно как-то от него запираться». Я думаю, что если бы действительно «ненавидел», то ни о каком «совестно» речь не шла бы.

Сейчас не буду анализировать сцену смерти, где отношение к родителям проявится не только в выше приведённой реплике.

Кадр из кинофильма 1958 года
Кадр из кинофильма 1958 года

Что ещё нужно обязательно сказать о Базарове? Я думаю, необходимо говорить о его стремлении к работе. Он увлечённо занимается своим делом, приехав в деревню к Кирсановым, куда привёз «все свои препараты» («Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал»), не тратя даром времени («Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять — он прогулок без дела терпеть не мог, — а собирать травы, насекомых»). Пресловутые лягушки, «которых он режет с беспощадною жестокостью», ведь служат ему не для удовлетворения садистских наклонностей, а для лучшего изучения анатомии. Не раз и не два нам упомянут о том, как Базаров готов прийти на помощь: «с Митей сделались судороги; и он пришёл и, по обыкновению, полушутя, полузевая, просидел… часа два и помог ребёнку»; после дуэли (к этой сцене я непременно обращусь позднее) он заявляет: «Теперь я уже не дуэлист, а доктор и прежде всего должен осмотреть вашу рану», - и «час спустя Павел Петрович уже лежал в постели с искусно забинтованною ногой». Да и его собственные слова «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними» о многом говорят. Так что, судя по всему, врачом был Евгений Васильевич хорошим. Можно, кстати, вспомнить, что, заразившись, он с удивительной точностью предскажет весь ход своей болезни. Напомню, что и смертельное заражение Базаров получает именно из-за стремления к практике («Они почему-то вскрывать его [умершего мужика] собирались, а я давно в этом не упражнялся… Ну, вот я и попросил уездного врача»).

Кроме занятий медициной, он ставит «физические и химические опыты», при которых часто присутствует Николай Петрович («Он бы каждый день приходил, как он выражался, "учиться", если бы хлопоты по хозяйству не отвлекали его. Он не стеснял молодого естествоиспытателя: садился где-нибудь в уголок комнаты и глядел внимательно, изредка позволяя себе осторожный вопрос»), а иногда даже и Павел Петрович «просил позволения присутствовать при опытах Базарова, а раз даже приблизил свое раздушенное и вымытое отличным снадобьем лицо к микроскопу, для того чтобы посмотреть, как прозрачная инфузория глотала зелёную пылинку и хлопотливо пережёвывала ее какими-то очень проворными кулачками».

Да, в какой-то момент мы прочитаем очень горькое «презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров,.. этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был всё-таки чем-то вроде шута горохового». Почему так? Ведь в Марьине «слуги… чувствовали, что он всё-таки свой брат, не барин». Наверное, сказывается то, что в имении матери Базаров как раз «барин», хозяйский сын, о чём крестьяне забыть не могут (а можно ли с собственным барином серьёзно разговаривать – «Известно, барин; разве он что понимает?»), а в имении Кирсановых – человек посторонний, не связанный с этим домом, а потому и воспринимаемый совершенно беспристрастно.

*************

«Я нужен России... Нет, видно, не нужен», - будет шептать Базаров в полубреду.

Так нужны ли Базаровы России?

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!

"Путеводитель" по циклу здесь

Навигатор по всему каналу здесь