Их было сделано всего 90 штук, но напугали они высшее командование Красной Армии основательно. Немецкая тяжёлая САУ класса истребителей танков «Фердинанд» имела поистине непробиваемый панцирь и мощную 88-мм пушку. В 1943-м году, когда их впервые применили в Курской Битве, эти монстры с расстояния в 2 километра поражали любой советский танк.
Да и в последний период войны, попадание остроголового бронебойного снаряда могло спасти разве что только экипаж танка "ИС-2", да и то, если снаряд прилетал в лобовую часть и был выпущен с большой дистанции. У Фердинандов помимо этого была превосходная оптика, но у них был один существенный недостаток: они совершенно были беззащитны в ближнем бою против пехоты противника, так как у них даже не было пулемётов.
Случайное появление на свет.
Если сильно утрировать, то Фердинанды появились на свет совершенно случайно из-за политических игр среди военных конструкторов Третьего Рейха. Когда в Германии был открыт конкурс на создание нового тяжёлого танка, то Фердинанд Порше (тот, который человек) настолько был уверен в своей победе из-за личной дружбы с Адольфом Гитлером, что сразу же приступил к выпуску 90 предсерийных образцов. Сделать он успел только шасси, а вот конкурс внезапно проиграл, и на свет появились танки "Тигр-1" фирмы Хеншель.
Сделанные шасси так и пылились на складах до сентября 42-го года, когда Гитлер решил, что не пропадать же добру, и приказал сделать на их основе САУ с 200 мм. лобовой бронёй. Когда уже в апреле 43-го новые самоходки стали сходить с конвейера, фюрер был от них просто в восторге. Тогда назревала Курская битва, и Гитлер хотел ввести в бой как можно больше новой техники.
«В этой операции, - говорил он, - мы в первый раз введем в действие «Фердинанды». Эти чудовища должны послужить тараном при прорыве через русские позиции. Никакие «Т-34» не смогут им противостоять!»
Уже в этом высказывании кроилась ошибка в использовании этих грозных и дорогих машин. Вместо того, чтобы поставить их во второй эшелон наступающих армий, где они бы без вреда для себя безнаказанно с дальних дистанций расстреливали бы советские огневые точки и танки, их хотели использовать и стали использовать, как таран.
Ошибочное использование "Фердинандов" в Курской битве.
Во время Курской битвы 89 Фердинандов составили штат двух немецких тяжёлых противотанковых батальонов, и действовали против советских войск на северном фасе Курской Дуги. 5-го июля 1943-го года они пошли в атаку и сразу же понесли катастрофические потери. Причём большинство "Фердинандов" просто подорвались на минных полях.
653-й немецкий батальон, имевший в своём распоряжении 45 "Фердинандов", атаковал позиции советской 81-й стрелковой дивизии, которая располагалась западнее Малоархангельска на высоте 257,7, которую прозвали «Танковой». Впереди "Фердинандов" ехали радиоуправляемые танкетки «Богвард», которые должны были расчистить в минных полях проходы.
Делали они это с помощью взрывчатки, которую сбрасывали на землю в специальных контейнерах. И хоть «Богварды» действовали очень удачно, но они были лёгкими машинами, и совершенно не оставляли на жёстком грунте следов. Поэтому, водители Фердинандов совершенно не видели, где ехать безопасно, и постоянно сбивались с курса. Как-то по-другому обозначить проходы в минных полях, немецкие сапёры не могли из-за сильного артиллерийского огня с советской стороны. К 5-ти часам вечера, когда 653-й батальон достиг своей цели, он оставил позади подбитыми 33 Фердинанда.
Только не надо путать термин «подбитие» с уничтожением машины. Как правило, минами просто у Фердинандов сбивало гусеницы, и они не могли дальше действовать в данном бою, но подлежали дальнейшему ремонту. Проблемой же для немцев теперь стала эвакуация этих монстров, которые весили 65 тонн. Сами экипажи "Фердинандов" были под прикрытием толстой брони в относительной безопасности, а вот ремонтные и эвакуационные бригады неизбежно несли огромные потери от огня советской артиллерии.
В районе действий другого немецкого 654-го батальона всё складывалось ещё более плачевно. В самом начале боя, в самоходку "Богвард", находившуюся на исходных позициях прилетел шальной советский снаряд. Она, взорвавшись, сдетонировала ещё две танкетки, которые подорвали уже командный танк Т-3. Оставшиеся "Богварды" смогли проделать только один проход в минных полях, а сами подорвались и сгорели.
Ну а последующие действия "Фердинандов" красочно описывает гауптман 654-го батальона Фридрих Людерс:
«Картина была впечатляющей и фантастической, пишет он в своих дневниках, - Мы пересекли левый проход в минном поле. Огонь вражеской артиллерии усилился. Взвод оберфельдфебеля Виндштетерана в тот момент только что пересек вторую полосу минного поля и сместился вправо, чтобы развернуться и обеспечить руководство ведением заградительного огня, когда первые машины подорвались на минах. Несколько Pzkpfw III и «Боргвардов» взлетели в воздух. Пять «Фердинандов» также наехали на мины. Полный…! В агрессивной атаке через многочисленные препятствия мы достигли цели дня, дороги Поныри — Малоархангельск. Из всей 2-й роты только три машины на сегодняшний день находятся в рабочем состоянии. Остальные 11 транспортных средств были выведены из строя».
Последнее массовое применение "Фердинандов" за всю историю.
На следующий день 6-го июля на северном фасе Курской дуги немцы нанесли главный удар в направлении Ольховатки, где участвовало в наступлении 13 Фердинандов, но отпор советских войск был настолько сильным, что они, не достигнув успеха, вернулись на исходные позиции. Потом командующий немецкой 9-й армией Вальтер Модель перенёс удар на станцию Поныри, где бои продлились несколько дней.
В этом сражении участие приняли 44, оставшихся целыми и отремонтированных, "Фердинанда", которые опять немцами были использованы, как штурмовые орудия. Станция Поныри и совхоз «1-е Мая» неоднократно переходили из рук в руки. По немецкой бронетехнике вёлся массированный огонь артиллерией всех калибров, включая 203-мм гаубицы Б-4, поэтому и тут немцы не достигли успеха и после этого «Фердинанды» были выведены в резерв, и никогда больше массированно в ходе Второй Мировой войны не применялись.
После начала советского контрнаступления «Фердинанды» действовали в основном в группах по несколько штук, как «пожарные команды» которыми затыкали бреши в обороне. Всего за время Курской битвы, немцы потеряли безвозвратно 39 машин, а оставшиеся 50 смогли эвакуировать, но они почти все требовали капитального ремонта.
Не так страшен чёрт, как его малюют!
21-го июля 1943-го года, прямо по горячим следам командующий советской 13-й армии, в зоне которой действовали «Фердинанды», приказал расстрелять в научных целях одну из захваченных машин, и результаты этого обстрела повергли в шок командование Красной Армии.
Мало чем можно было пробить боковую броню этих монстров, а лобовая практически была неуязвима. Основной же страх кроился в другом: Если немцы использовали в одной Курской битве 90 "Фердинандов", то значит, что у них они есть ещё, да и в дальнейшем производство этих машин будет только нарастать. Сколько их выйдет из чрева танковой промышленности Третьего рейха? Но все эти опасения, слава пролетарскому аллаху, оказались тщетными - это был законченный проект, и "Фердинандов" было за всю историю лишь 90 штук.