Найти в Дзене
Андрей Шантруков

Продажа вещи не собственником.

Как вы считаете, может ли не собственник продать вещь, которая ему не принадлежит? Например, взять и продать Ваш телефон, с которого вы читаете этот пост? Станет ли в таком случае покупатель собственником такого телефона? Вы не поверите, но этот вопрос веками будоражил умы юристов. Вопрос стоит так: можно ли приобрести право собственности на вещь, если она приобретена не у собственника?  Еще на первом курсе юридического факультета учат: ты не можешь передать больше прав, чем у тебя имеется. Условно говоря: я не могу вам продать акции Газпрома, поскольку изначально не имею на них какие-либо права. Однако юристы -  народ непростой. Вечно все усложняют. Точнее, сама жизнь подкидывает проблемки. В итоге, долго рассуждая (по сей день), были выработаны следующие подходы. Так, в Риме чужую вещь нельзя было продавать, а покупатель не стал бы ее собственником. Представим, что я забрал у Вас овцу и продал её постороннему человеку. В этом случае покупатель никак не защищался: собственник овцы (

Как вы считаете, может ли не собственник продать вещь, которая ему не принадлежит? Например, взять и продать Ваш телефон, с которого вы читаете этот пост? Станет ли в таком случае покупатель собственником такого телефона?

Вы не поверите, но этот вопрос веками будоражил умы юристов.

Вопрос стоит так: можно ли приобрести право собственности на вещь, если она приобретена не у собственника? 

Еще на первом курсе юридического факультета учат: ты не можешь передать больше прав, чем у тебя имеется. Условно говоря: я не могу вам продать акции Газпрома, поскольку изначально не имею на них какие-либо права.

Однако юристы -  народ непростой. Вечно все усложняют. Точнее, сама жизнь подкидывает проблемки. В итоге, долго рассуждая (по сей день), были выработаны следующие подходы.

Так, в Риме чужую вещь нельзя было продавать, а покупатель не стал бы ее собственником.

Представим, что я забрал у Вас овцу и продал её постороннему человеку. В этом случае покупатель никак не защищался: собственник овцы (то есть вы) могли явиться к покупателю и забрать у него свою овечку. Покупатель же должен был разбираться с продавцом сам.

В средние века, особенно в таком документе как Салическая правда (Lex Salica) – наиболее раннее и обширное варварское законодательство – вопрос разрешался следующим образом.

Если Вы добровольно передали мне, например, свой меч в пользование, а я его продал постороннему человеку, то в таком случае Вы не могли бы забрать свой меч у покупателя, потому что он стал бы собственником.

Если же меч я бы украл (против вашей воли), а потом продал, то покупатель не становился собственником, а вы могли бы забрать у него свой меч.

В настоящее время, грубо говоря, прослеживается преемственность подхода, сформированного в средние века.

Так, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, если докажет факт выбытия имущества из его владения помимо своей воли.

Всё, о чем я писал выше, справедливо по отношению к движимым вещам (машины, телефоны, одежда и.т.д). Если же говорить о недвижимости, то тут всё проще: покупатель должен увидеть, является ли продавец собственником, поскольку реестр недвижимости является открытым для всех. Если покупатель приобретет недвижимость у лица, которое не указано в ЕГРН как собственник, то ему не будет предоставлена защита.

Стоит ли напоминать, что ЕРГН стал закрытыми от граждан, что на самом деле усложняет всем жизнь.

А если говорить о движимости, то даже «волевой» момент сейчас критикуется. Если собственник вещи допустил ситуацию, при которой она выбыла из его владения (например, потерял, украли), то посторонний покупатель тем более никак не сможет заранее знать, выбыла эта вещь по воле или против воли собственника.

В этом плане действует принцип: «Hand wahre Hand» ( «Рука за руку отвечает»), то есть для покупателя движимой вещи её собственником автоматически является тот, кто фактически владеет ею. Как бы человек, который продает мне телефон, для меня автоматически предполагается её собственником (создается видимость права, вытекающая из простого факта владения вещью).

Такие вот дела. Тысячи лет рассуждений на эту тему.