Найти тему

ПОЧЕМУ Я НЕ ЛЮБЛЮ СОВРЕМЕННУЮ ЗАРУБЕЖНУЮ ФАНТАСТИКУ?

Иллюстрация на обложке зарубежного фантастического журнала. Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация на обложке зарубежного фантастического журнала. Изображение взято из открытых источников

Самый простой вариант ответа - потому что я старый пень, который весь погружен в прошлое. Что ж, не буду отрицать очевидного, но тем не менее, попытаюсь развернуть ответ в нечто более осмысленное. Сразу скажу, я читал современную зарубежную фантастику. Может не так много, но с творчеством большинства ведущих авторов знаком. На всякий случай уточняю - если я не люблю современную зарубежную фантастику, это не значит, что она плохая. И приводя примеры, я намеренно буду использовать те произведения, которые мне понравились. Для большей объективности.

Вадим Марченков. Иллюстрация на обложке романа Питера Уоттса "Ложная слепота". Изображение взято из открытых источников
Вадим Марченков. Иллюстрация на обложке романа Питера Уоттса "Ложная слепота". Изображение взято из открытых источников

И одной из таких книг стал роман Питера Уоттса "Ложная слепота" (Blindsight; 2006). Есть у наших любителей фантастики одно свойство - они все время ищут себе кумира. И уж если нашли - прячься в камыши! Найденный кумир немедленно превращается в непререкаемого авторитета, сомневаться в величии которого себе дороже. Так случилось и с автором "Ложной слепоты". Поклонники его творчества даже сумели почти невозможное - убедить отечественного издателя выпустить перевод романа на русском языке.

Илья Руднев. Иллюстрация к обложке романа Питера Уоттса "Ложная слепота". Изображение взято из открытых источников
Илья Руднев. Иллюстрация к обложке романа Питера Уоттса "Ложная слепота". Изображение взято из открытых источников

Однако давайте присмотримся к главному произведению Питера Уоттса. Что мы видим, помимо обычного и привычного антуража - загадочных пришельцев, космических зондов и кораблей? Прежде всего мы видим экипаж, который, положа руку на сердце, представляет собой разный сброд. Неужто к 2082 году на нашей планете закончатся вменяемые космонавты энд астронавты? А может автору понадобились эти закомплексованные ублюдки потому, что нормальные парни и девчата в космосе не дали бы верховодить на борту вампиру?

Данил Криворучко. Иллюстрация на обложке сборника романов Питера Уоттса "Огнепад". Изображение взято из открытых источников
Данил Криворучко. Иллюстрация на обложке сборника романов Питера Уоттса "Огнепад". Изображение взято из открытых источников

Мне могут ответить, что такой экипаж понадобился писателю, чтобы полнее раскрыть психологию героев. Возможно, но какое мне, читателю, дело до их половых проблем? Я уж молчу обо всей этой вампирятине, которую так обожают нынешние зарубежные "мастера культуры". Нет, я понимаю, что культ смерти и страстное увлечение демонологией - это визитная карточка западноевропейского искусства еще со Средневековья и до определенного предела это даже любопытно, но не знаю как вам, а мне бы не хотелось, чтобы мои внуки и правнуки были ходячими бурдюками с кровью для очередной высшей расы.

Кадр из к/ф "Марсианин". Изображение взято из открытых источников
Кадр из к/ф "Марсианин". Изображение взято из открытых источников

Следующим культовым романом зарубежной НФ, о котором я хотел бы упомянуть, это роман Энди Вейра "Марсианин" (The Martian; 2014). Благодаря экранизации, история астронавта Марка Уотни, застрявшего на Марсе, стала широко известна, но еще до выхода фильма она прославилась в Интернете, так как автор сразу выложил его в сеть, а затем приобрела популярность уже и в бумажном варианте. Что и говорить, книга действительно увлекательная, ибо космическая робинзонада всегда интересна.

Карта Марса из романа Энди Вейра "Марсианин". Изображение взято из открытых источников
Карта Марса из романа Энди Вейра "Марсианин". Изображение взято из открытых источников

Однако уникальность этого романа в том, что его с удовольствием читали не только любители фантастики, но даже и домохозяйки. Проанализировав причину этой популярности я пришел к выводу, что книга Вейра не далеко ушла от справочника по ведению домашнего хозяйству. Ну судите сами! Ведь самое увлекательное в ней даже не то, как Уотни пересек марсианскую пустыню, чтобы, наконец, эвакуироваться с красной планеты, а способ выращивания картошки в условиях иной планеты. По крайней мере, именно эти страницы кажутся наиболее познавательными, но и только. На Марс эта книга явно не зовет.

Кадр из к/ф "Марсианин". Изображение взято из открытых источников
Кадр из к/ф "Марсианин". Изображение взято из открытых источников

Разве это плохо? Вовсе нет! Наоборот, в этой самой картошке и есть все дело, без нее роман Вейра был бы рядовой фантастикой ближнего прицела. Ее сейчас много пишут за рубежом и она вызывает умиление именно у той части читающей публики, которая с презрением отзывается о советской фантастике того же направления. Ну понятно, у современной иностранной НФ обертка более яркая, к тому же она обильно пропитана "психологизьмом", от которого, как предрекал Аркадий Стругацкий, добра не жди.

Джо ДеВито. Иллюстрация на обложке романа Майка Суэнвика "Кости земли". Изображение взято из открытых источников
Джо ДеВито. Иллюстрация на обложке романа Майка Суэнвика "Кости земли". Изображение взято из открытых источников

С болью приступаю к одному из немногих произведений современной зарубежной НФ, которое меня искренне восхищает. Речь пойдет о романе Майкла Суэнвика "Кости земли" (Bones of the Earth; 2002). Подробнее см. здесь: https://dzen.ru/a/ZOnQlS6bnxvOhnq4. Вещь действительно увлекательная. Довольно интересная трактовка темы машины времени, размах событий от мезозоя до весьма отдаленного будущего и... непривлекательные персонажи. Ну не нашел Суэнвик ни одного героя, которому бы хотелось искренне сопереживать. И к сожалению, это общая тенденция современной зарубежной фантастики.

Василий Половцев. Иллюстрация на обложке романа Нила Геймана "Американские боги". Изображение взято из открытых источников
Василий Половцев. Иллюстрация на обложке романа Нила Геймана "Американские боги". Изображение взято из открытых источников

Перейдем теперь к немного другому виду фантастической литературы - к так называемому городскому фэнтези. Именно к нему можно отнести роман Нила Геймана "Американские боги" (American Gods; 2001). Герой романа, осужденный по имени Тень, освобождается из мест заключения и возвращается домой. Радость обретения свободы подпорчена известием о смерти жены. Она погибла в автомобильной катастрофе при... скажем так, необычных обстоятельствах. Хуже всего, что Тень преследуют какие-то странные типы и... собственная мертвая жена...

Кадр из сериала "Американские боги". Изображение взято из открытых источников
Кадр из сериала "Американские боги". Изображение взято из открытых источников

В общем для любителей чернушки и, пардон, порнушки самое то. Гейман весьма даровитый писатель, в воображении ему не откажешь. Сама идея о том, что вместе с эмигрантами в Америку перебрались боги и разные злые духи из других земель в общем оригинальна и занимательна, но опять же мы имеем дело с некрофильской тематикой от которой меня, признаться давно тошнит. По сути стремление к смерти - это основной лейтмотив очень многих книг современной зарубежной фантастики. А ведь такой она была не всегда.

Первая публикация повести Айзека Азимова "Затерянные у Весты". Изображение взято из открытых источников
Первая публикация повести Айзека Азимова "Затерянные у Весты". Изображение взято из открытых источников

Зарубежная фантастика всегда была полна мрачных пророчеств и грозных предостережений, но ее авторы редко смаковали смерть, как единственную цель отдельного индивидуума и всего человечества. Какие бы сражения в космосе или под водой ни вели герои их книг, они стремились к торжеству жизни. Будущее в старой зарубежной НФ не было светлым и коммунистическим, но и не всегда было безнадежным. Человечество обретало новые знания и невиданное могущество. Впрочем, я с самого начала не скрывал свою пристрастность. Пойду перечитаю, что ли, старую повесть Айзека Азимова "Затерянные у Весты" (Marooned off Vesta; 1939)...