В начале нулевых, российское государство медленно, но уверенно начало выбираться из глубокого кризиса. С этой поры постоянно ведутся дискуссии о возврате советского образования. Общество разделилось. Есть ярые противники и сторонники реанимации системы получения знаний прошлых лет. А есть те, кто с удовольствием вспоминают школьные и студенческие годы, но явно не хотят, чтобы их дети туда вернулись.
Кто за, а кто против
Было бы примитивно делить сторонников и противников возврата советской системы образования по принципу: за – это люди, которые, учились или даже работали в то время, против – новое поколение. Исследования ресурсов, где ведутся споры на эту тему показали более разветвленное распределение оппонентов.
Из тех, кто имел счастливое советское детство, активно ратуют за возврат советской школы это люди, которые добились определенного успеха. Они как правило получили высшее образование и успели поработать в ситуации уверенности в завтрашнем дне. Сейчас они имеют определенный достаток, позволяющий приобрести компьютер и освоить ИТ-навыки для общения в социальных сетях. Где активно участвуют в дискуссиях не тему образования.
Не хотят возвращаться в прошлое те, кто как-то попал под каток системы. Неблагонадежность из-за принадлежности родителей к определенному сословию или нежелание вступать в партию были в то время серьезным препятствием в построении карьеры. То есть это люди, которые полученным образованием воспользоваться не смогли. Также явно не ностальгируют по прошлому двоечники и неудачники, по очень простой причине – они ничему и не научились.
Среди поколения, не заставшего времена СССР, сторонниками старой школы неожиданно стали сами дети. Речь, конечно, идет о старших классах. Удивительно, но многие из них выступают против нововведений. Отмена оценок и домашнего задания, по их мнению, хуже дисциплинирует. Школьная форма – прикольно. ЕГЭ – потерянный последний год обучения.
Что-то подсказывает, что дело не в самом образовании, а в воспоминаниях. У кого с прошлым в целом связаны приятные воспоминания, тот не против вернуть какой-то элемент, в частности советскую школу. Пару примеров.
Уважаемый педагог, отучившийся и отработавший более 20 лет преподавателем в советской школе с негодованием вспоминает, как учитель заставлял его подстричься под ноль. Нехитрый подсчет показывает, что учился он в конце 60—х, начале 70-х годов. В то время обрить голову наголо было пострашнее, чем отрастить патлы до плеч. Расценивалось как какой-то протест или романтизация уголовного мира. Явно приукрашенная история. Выясняется, что, закончив с отличием мат-мех, из-за неблагонадежности (голубая кровь предков, национальность, беспартийность и пр.) вынужден был пойти в школу вместо того, чтобы заняться интересной темой в области ВПК.
И наоборот, ученый, успешно построивший карьеру во времена СССР, приводит в пример превосходства советской школы результатом сравнения учебного процесса с западным. У них в классах очень шумно, у нас дисциплина и порядок. А шумно почему? Идет дискуссия, активный диалог с преподавателем или они просто ходят на головах? Тихо, это когда монолог одного учителя, так ли это хорошо и зачем такое возвращать.
Советское образование – это когда
Когда идет спор о том, что советская школа лучше, редко кто задумывается, о каком времени существования СССР идет речь. Довоенное и послевоенное время, эпохи оттепели и застоя, перестройка, – в разные годы система образования имела свои особенности и нюансы.
После окончания войны, наевшись трудовыми коммунами, за основу была взята гимназическая система императорской России до 1910 года. Отсюда ремни с пряжками, фуражки с околышами, разделение на девочек и мальчиков и т.д. Несомненное влияние оказало время репрессий и концлагерей. Розги в углу не стояли, но система мотивации и наведения порядка была достаточно жесткой.
Хрущевские и брежневские времена отличились перекосом в сторону инженерного образования. Стране и военно-промышленному комплексу нужны были научные открытия. На гуманитариев просто забили. Ближе к концу периода застоя появились вольности, можно было отрастить длинные волосы и одеть джинсы.
Перестройку и начало 90-х многие считают, чуть ли не расцветом советского образования. Несмотря на то, что СССР уже развалился, основа системы еще сохранилась, а свобода и демократия внесла свои коррективы в процесс получения знаний. Появились задачи, требующие креативного мышления, возможность высказывать свое мнение. Но начали расцветать коррупционные схемы устройства в престижные ВУЗы.
Что было хорошего
Понятно, что один в один любая архивная система не подойдет. Развитие, как известно, идет по спирали. Положительный опыт прошлого должен адаптироваться под современную обстановку. Взять можно явные преимущества системы получения знаний в СССР.
Научная подготовка
Сильная сторона советского образования – это физ-тех. Стране нужны были открытия и технологические инновации, поэтому физике и математике отдавалось предпочтение в школе, институте и университете. Инженерное образование приветствовалось как в ведущем НИИ, так и в рядовом ЖЭКе. По точным наукам, особенно в 50-70-е годы, советская школа была действительно лучшей в мире. Результат – прорывные достижения в космонавтике, тяжелом машиностроении и оборонно-промышленном комплексе.
Наблюдался интересный эффект, не напрямую, но способствующий развитию научно-технического прогресса в СССР. Не все получившие добротное инженерное образование могли продолжать работу на ведущих предприятиях страны. Национальность, неблагонадежность по наследственной линии или беспартийность, автоматически делали человека изгоем. И вот лишенцы-математики и физики вынуждены были идти в другие отрасли народного хозяйства, в том числе и преподавать в школу. Дети получали весьма талантливых учителей. Так негативное явление, характерное для советского строя, дало неожиданный положительный эффект
Государственные задачи
С точки зрения государственных задач советская школа была выстроена идеально. Все что нужно государству, причем любому, независимо от системы управления страной, – лояльность к существующей власти. Поэтому ученик должен быть социально пассивным, законопослушным, здоровым и не задавать лишних вопросов. И эти задачи советская система решала, пожалуй, лучше всех в мире.
Результат достигался железной дисциплиной, особенно в послевоенный период, когда в школу пришло много фронтовиков. Методы мотивации были иногда совсем негуманными, но это давало свой эффект. Централизованная организация сотен тысяч учебных заведений огромной страны была на высоте. Это стоило недешево, но на образовании не экономили – еще один плюс руководителям страны.
Высшая школа лучше
Система высшего образования в СССР, бесспорно, была организована на очень высоком уровне. Сегодняшняя российская высшая школа значительно уступает советской. На то есть две основные причины. Первая – экзаменационная система, вторая – качество обучения.
Порядок сдачи экзаменов как в школе, так и вступительных позволял эффективно отсеивать неподготовленных абитуриентов. Блат конечно был, особенно в престижные столичные заведения, но не носил массовый характер. Основная часть студентов сдавала экзамены честно.
Качество достигалось концентрацией образовательных ресурсов на ограниченное число обучающихся. В советское время после 8 класса приличное количество учащихся уходило в профессиональные или технические средние учебные заведения (ПТУ или техникумы) Из выпускников 10 классов в институты и университеты поступало только порядка 30%. Это были наиболее сообразительные или настойчивые ученики. В результате, профессорско- преподавательский состав подбирался исключительно из профессионалов, а высшее образование получали действительно достойные и талантливые люди.
С развалом Союза как грибы начали появляться ВУЗы c сомнительным уровнем преподавания. Поступить туда очень легко, берут всех подряд, такое впечатление, что выпускников средней школы, столько же, сколько мест в институтах. Но что интересно, если сейчас предложить родителям выпускников вернуть строгую систему отбора и сократить количество мест в ВУЗах, основная масса не согласится. Кто же захочет, чтобы его дитя осталось без диплома? Пусть корявенькое, но высшее.
Образование нигде не идеально
Ни в одной стране мира, никому не нравится существующая система получения знаний. Что-бы не придумали отвечающие за организацию процесса образования ученые или чиновники, всегда найдутся критики. Они настойчиво будут предлагать пути усовершенствования, варианты из прошлого или опыт других стран.
Объяснение этому явлению есть – это проблема отцов и детей. Основные критики – это родители, чьи дети учатся в настоящий момент. В период между своим обучением и обучением ребенка в обществе происходят существенные, порой принципиальные изменения. Папа с мамой пытаются спроецировать свои впечатления из прошлого на существующую действительность. А это невозможно и предсказуемый результат – неприятие происходящего.
Но с родителем сильно не поспоришь. До конца своей жизни только он будет пожинать плоды не только собственного воспитания, но и разных методик преподавания, предложенных другими людьми. Ни один педагог, директор школы, тренер через 10-20 лет, не возьмет на себя вину за состояние дел у бывшего ребенка, а с чистым сердцем объявят причиной неудач исключительно родителей.
Получается парадокс, с одной стороны у родителя явно неверное восприятие действительности. Время прошло, и он не может адекватно оценить правильность методов обучения. С другой стороны, вся ответственность за результат только на нем и ни на ком другом.
Надо вернуть
Так что же было лучше: сталинский порядок, научная составляющая оттепели или творческий подъем перестройки. А хуже: линейкой по пальцам, игнорирование гуманитарного развития или взятки? Надо вернуть советскую школу! Очень часто такой призыв звучит при обсуждении сегодняшнего состояния образования с экранов телевизоров или на просторах Интернет. Можно ли это сделать в принципе?
Требования что-то вернуть из прошлого – это больше ностальгия по эпохе в целом, чем по отдельной отрасли. Плюс детство, юность и молодость. Ведь в нежном возрасте всегда лето. Постоянно светит солнце, нет дождя и мороза. Именно поэтому львиная доля воздыхателей по советскому наследию чувствуют сердцем, а не думают головой. А образование – область анализа, расчетов и вычислений. Сменилась эпоха, менталитет, ценности. Дважды в одну реку не войти, да и не нужно
Очевидно, что институт образования в том виде, в котором он существовал в советское время вернуть невозможно. Мир изменился. Взять какие-то элементы и адаптировать под современные реалии – это можно и нужно. Разобраться, что из того, что осталось хорошо, а что плохо. Оставить полезное или хотя бы убрать то, что изжило себя. Наверное, это наиболее приемлемый путь.