Найти в Дзене
Щепотка творчества

Первомай не только шашлыки и "Мир-Труд-Май"

Оглавление
Все-таки первого мая всегда будет что отметить
Все-таки первого мая всегда будет что отметить

Продолжаю цикл записей про кельтские праздники колеса года и с каждым разом все больше и больше поражаюсь тому насколько же всё перемешалось!

В этот раз я начну с наиболее вольной версии пояснения что такое Белтейн, а все оговорки оставлю для хвоста записи.

Праздник Жизни

Я уже рассказывала про Самайн, более известный как развеселый Хэллоуин:

И вот если Самайн — праздник Смерти и начало темной половины года, то с Белтейна начинается его светлая часть, а потому это праздник Жизни.

Отмечается праздник в ночь с 30 апреля на 1 мая. И по сей день в той или иной форме что-то да в этот день празднуется по всему миру. Такие даты не могут быть обычными — они особенные априори.

Сами кельты верили, что в эту ночь бог солнца, тепла и света Бел празднует свадьбу со своей богиней.

Одним из обычаев на Белтейн было избрание "майской королевы" из числа самых красивых незамужних девушек. Ей и предназначался титул королевы любви, красоты — в общем, самая обаятельная и привлекательная без аутотренингов, а по общему признанию. Как у любой монаршей особы, у нее были определенные обязанности с этим связанные, но без скабрезностей.

Белтейн — праздник очищения, огня, света — и, конечно, Любви, торжествующей над Смертью.

А как же бал?

С тем, что Белтейн — про светлые силы разобрались. Но что происходит с темными?

По идее, темное повержено, люто завидует светлому и ожидает когда сможет отыграться. Но, справедливости ради стоит отметить, что людям приходится постараться, чтобы достучаться до светлых сил с мольбами о помощи, и то только когда наступает их время, а темные — всегда дают прикурить. В общем, есть версия, что и темные никуда не деваются, а точно так же отмечают Белтейн. Или даже лучше, потому что дают торжественный прием. И бал. Можете освежить в памяти описание бала у Князя Тьмы в "Мастере и Маргарите" или хотя бы посмотреть довольно позорную бутафорию одного из киновоплощений:

При всей моей любви к роману, меня всегда раздражал этот самый бал тем, что мужчины — одеты, а женщины — наоборот. И дело не в разнузданности, не в пошлости, а в справедливости. Женщины в самом уязвимом состоянии... Это ж каким женоненавистником надо быть!

Поэтому (хоть это и дико) мне очень понравился довольно скабрезный клип Фредди нашего Меркьюри, в котором запечатлены самые невинные моменты вечеринки в честь его дня рождения: где женщины одеты в мужчин и при параде, а мужчины — женщинами и потому полуголые в основном. Понятно, что там просто больше били рекорды по раскованности, чем изображали свое представление о женщинах, но какое-то чувство справедливости этот перевертыш мне вернул:

Я же обещала вольности?

Так вот. Торжественный бал темных сил.

Сначала у него была одна хозяйка, и всё было чинно и благородно. Потом та хозяйка не договорилась в отношении высшего смысла Любви с хозяином бала и отказалась от своей должности.

Пришла другая. И вот той как раз очень сильно нравилась идея того, что темные силы — это дурные силы, а не те, кто делают ту работу, которую не хотят делать светлые. Так что при той особе Белтейн сменил свой дух на негативный. Именно тогда стали говорить о том, что в эту ночь темные силы собираются на какой-нибудь Лысой горе и устраивают шабаш с разными непотребствами.

Однако та особа утомила даже самого главного темного, и решил он все-таки вернуть ту — первую. А та, мол, если любишь, то доказывай — обращайся к свету, тогда и свадьбу сыграем. Потому что...

Белтейн — торжество Любви над Смертью. День, дающий Надежду всем, кто верит в Любовь. Ту самую вечную, верную Любовь, которая есть Всё. И из которой весь этот мир и получился.

А как же славяне?

Аналогом Белтейна у славян была Красная горка. Раньше и даты совпадали, но то православие, то атеизм — с датами стали обращаться как наперсточники с шариком. Но, когда нечто происходило веками в конкретный день, то сохраняется некий мощный дух, который переживет всех.

В Красную горку наши предки закликали весну. Для празднования в самом деле выбирали возвышенность, потому что с нее уж точно снег сошел.

Это был праздник молодых — все присматривали себе пару и даже не откладывая ходили тут же свататься, потому что не было союза прочнее, обещанного или заключенного в Красную горку. Чем не выбор королевы и чем не торжество любви над всеми обстоятельствами?

Более традиционный разбор мероприятия

Итак, ночь с 30 апреля на 1 мая считалась такой же сакральной как и та, что приходилась на 1 ноября. А это означало, что истончается граница между мирами, и духи могут спокойно разгуливать меж живущими. Поэтому отмечали праздник начала светлой части года очень похоже на встречу темной:

  • не оставались в одиночестве
  • жгли костры повыше
  • состязались кто выше прыгнет через костер

Несмотря на то, что света на земле становится больше, от ночи не ожидали только хорошего. Какие-то важные для дальнейшего развития событий трагичные вещи обязательно происходили в Белтейн.

Сейчас в отношении названия праздника есть две версии:

  • "Огонь Бела" — отражающий культ солнца, который у римлян ассоциировался с Аполлоном;
  • "Смерть малого солнца" — завершение темного времени года.

Внезапно сюда вклинивается информация о том, что в Уэльсе, Ирландии и Шотландии Белтейн считался праздником пастухов. Отмечали его тем, что пекли какие-то необычные пироги, а так же ходили с едой со стола куда-то поближе к диким животным. Задобрить их, чтобы на стада не нападали. Странно немного, как будто заманивали.

Еще ирландцы верили, что в это время можно встретить их фейри, то есть фей-эльфиков. В Ирландии тогда не считали эльфов напыщенными остроухими сухарями — это был маленький народец с крылышками насекомых, типа как на портретах игрушечной комнаты:

Фрагмент румбокса
Фрагмент румбокса

Кстати, если хотите подробнее рассмотреть, то вам сюда:

Но продолжаем разговор.

Разумеется, языческий праздник церковь хотела заменить чем-то религиозным. В эти даты пробовали отмечать Пасху и праздник Святого Креста, а так же день Святой Вальпургии.

Вальпургиева ночь

Поразительно, но ночь, которая у многих ассоциируется с шабашем ведьм получила свое название в честь святой Вальпурги. Это монахиня, которая перебралась из Англии в Германию в восьмом веке и основала там монастырь. И теперь вот таким образом помянута за свое доброе дело. То есть церковь закрепила дату днем поминовения святой, а народ, считая, что ему запрещают отмечать нечто сакральное, стал тайком в сторону какой-нибудь лысой горы поглядывать: не прилетели ли туда ведьмы. Голышом. Очень мутная история, которая толком нигде не поясняется, вроде как всё логично и само собой разумеется. (нет)

Впрочем, в некоторых странах в эту ночь просто продолжали следовать старым традициям. Например, в итальянские мачо в Вальпургиеву ночь праздно шатались от дома к дому с "майской зеленью" и оставляли ее у входа в дом, где жила их возлюбленная.

"Майская зелень" — это ветвь дерева украшенная лентами.
Просто дерево в Крыму вспомнилось
Просто дерево в Крыму вспомнилось

Отсюда же у разных европейских народов существовал и обряд, связанный с "майским деревом". По сути это был разукрашенный шест, который теперь выглядит как шест с венком из лент.

Коллаж из изображений из пинтереста
Коллаж из изображений из пинтереста

Вокруг этого импровизированного дерева водила хороводы молодежь, чтобы знакомиться да присматриваться.

И опять-таки, если читать отдельно про майское дерево и его корни в смысле празднования, то все вновь сводится к ночи на первое мая, богиням и королевам:

  • римляне чествовали богиню Флору (а еще обливали друг друга водой, но это уже ближе к нашему Ивану Купале);
  • греки отмечали лето в рощах с танцами и прибаутками;
  • германские племена выбирали "майского графа", которого сначала украшали всякой зеленью, возили в повозке всем на радость, а потом вручали венок, чтобы выбрал "майскую графиню";
  • в Англии занимались тем же самым, только титул был не графским, а королевским. Ну, и они не стеснялись прямо говорить, что майское дерево в том виде (шест с венком) — это символ плодородия, а точнее того, что этому делу предстоит;
  • чехи выбирали "краля" и "кральку", майское дерево звали "майкой", и их досуг осложнялся тем, что майку нужно было беречь от хулиганов соседних деревень. Эти добрые соседи практиковали осквернение майки тем, что срубали верхушку, а это позор всей деревне;
  • литовцы украшали выбранное дерево лентами, а потом весело сопровождало к этому месту предварительно выбранную самую красивую девицу из своего окружения...

и так далее и тому подобное... И, кстати, некоторые продолжают эти традиции, считая, что отмечают... Троицу и ее аналоги!

Вернемся на Красную горку

Наверное, большинство людей моего возраста знают русские-народные сказки из собраний и адаптаций Афанасьева. Вот этот великий человек располагал сведениями, что в народе считалось, что на Красную горку слетаются ведьмы на Лысую гору — отчитаться перед Сатаной и поплясать от души. В какой момент всех так переклинило с праздника заклинания весны — сведений нет.

Православие, по всей видимости, тоже захотело это исправить. Красную горку стали отмечать не в фиксированную дату, а через неделю после Пасхи. И второе название этого праздника — Антипасха. Вообще-то кажется, что "анти" — это нечто противоположное, как "антипод", но греческое происхождение вроде бы как переводится "вместо" и в видении церкви это всё добро переводится как "подобная Пасхе", то есть как будто его повторение. Ну, недаром сама Пасха длится 40 дней — как следует и через недельку можно отпраздновать, тем более, что перед этим был Великий Пост — заслужили!

Матрешки из маминой коллекции
Матрешки из маминой коллекции

К пущей радости возобновлялась пора венчаний после долгого перерыва. Что я говорила раньше? У праздника четко прослеживается торжество любви над всеми обстоятельствами!

Даже есть поговорка, что те, кто женятся на Красную горку — никогда не разведутся. Когда и откуда появилось поверье о том, что жениться в мае — маяться всю жизнь не очень понятно, но и праздник не всегда приходился на май. Так что, возможно, все это связано с посевной — надо было до нее успеть, а потом уже не досуг.

Что касается современной тяги на Красную горку идти на кладбище и оставлять там крашенки у памятников, то это дополнительное искажение, которому мы обязаны эре атеизма, который все-таки не смог искоренить народное стремление соблюдать обряды. В православные времена поминали усопших на девятый день после Пасхи, то есть уже после Красной горки. Кто-то называл этот день Радоницей, кто-то — провода. Понятное дело, что Пасха — это всегда воскресенье, соответственно, день поминовения приходится на вторник. Но в советское время никто бы не дал людям дня посещения кладбища в рабочий день, поэтому те, кому это важно делали это в воскресенье. И это закрепилось в памяти тех, кто рос в это время. Так и пошло-поехало.

А так на Красную горку вообще-то уместнее крашенные яйца с пригорков катать и наблюдать за траекторией — чем прямее и красивее, тем и будущее будет светлее у гадающего.

Мир-Труд-Май

Не знаю застали ли вы демонстрации, а я даже была на одной — была я тогда совсем маленькая. И совершенно не заметила обреченности и страдания трудового народа, который, оказывается, все эти демонстрации терпеть не мог, как выяснилось в девяностые.

Однако, день труда так и не полюбили отмечать трудом и с огромным нетерпением ждут майских, чтобы отдохнуть на природе, чаще всего с шашлыками. Или куда-нибудь уехать на несколько дней.

Впрочем, есть и те, кто реально трудится в этот день на своей дачи, дождавшись сезона. Но в целом, политической подоплеки у праздника не стало.

Не знаю, будет ли вам это интересно, но 1 мая стало днем солидарности трудящихся еще в Российской империи, до появления СССР. В этот день рабочие устраивали стачки и массовые демонстрации с лозунгами против самодержавия и за республику. И в некоторых городах даже в 1917 году все эти мероприятия проходили с участием духовенства. Знали бы они...

Товарищи! С Пасхой!!!
Товарищи! С Пасхой!!!

Но если говорить о рабочих, то изначально демонстрации были посвящены требованиям восьмичасового рабочего дня, а не 12 часов за жалкие крохи. Первыми с таким требованиями были австралийцы — 21 апреля 1856 года они заявили о своих правах. Вслед за ними уже анархисты США и Канады 1 мая 1856 года устроили демонстрации с митингами. И все бы ничего, но в 1886 году в Чикаго все эти демонстрации так разошлись, что 4 мая состоялась самая настоящая бойня с жертвами и среди рабочих, и среди полицейских. Поэтому сами американцы хоть и отмечают праздник труда, но не 1 мая и не 4 мая, а в первый понедельник сентября. А вот у нас закрепилось за 1 мая день солидарности трудящихся.

Впрочем, пикники тоже проводились. Они так и назывались — маёвки. Ведь в царской России оставались традиции отмечания весны и прогулки на природе. Только вот с 1890 до 1917 эти маёвки стали конспирологическими мероприятиями — наиболее буйные рабочие обсуждали как свергнуть текущий строй. Свергли, исправно маршировали несколько десятилетий, пока 1 мая 1990 года на такой же первомайской демонстрации не прозвучали уже антисоветские лозунги. А дальше вы знаете.

В этом году уже все отцвело...
В этом году уже все отцвело...

Так что день и в самом деле очень непростой. Но что очевидно, так это то: что бы ни происходило, когда-нибудь Любовь и Жизнь победит Тьму и Смерть!

Теперь ждем Литу: