В тот июньский день 1899 года в Петергофском дворце стояла невыносимая жара. Термометр зашкаливал за тридцать градусов, а в комнатах было просто душно. Императрица Александра Федоровна уже который час мучительно кричала от схваток. Акушерки ходили на цыпочках, стараясь не потревожить роженицу.
Наконец, около полудня, раздался пронзительный детский крик. Царь Николай II ворвался в опочивальню жены - его сиятельное лицо озарила широкая улыбка. Перед ним лежала крошечная принцесса, новорожденная дочурка.
- "Машенька, наша Машенька!" - с гордостью произнес Николай, нежно поглаживая малышку.
Так в семействе Романовых появилась на свет третья дочь - великая княжна Мария Николаевна. Отец был на седьмом небе от счастья и тут же забросал жену вопросами об имени для новорожденной.
- "Мария, как твоя любимая тетушка Мария Федоровна, - ответила осунувшаяся, но сияющая Александра. - Пусть растет такой же доброй душой!"
В тот год определенно повезло с погодой. Ведь июнь выдался на редкость знойным, и малышке никогда не было холодно. Она росла на зависть крепкой и здоровой, в отличие от своего старшего брата-наследника царевича Алексея.
Мария быстро обогнала сверстников ростом и весом, став самой большой и крепкой из четырех царских дочерей. Она пошла в своего деда Александра III, всегда бывшего видным и внушительным мужчиной. Густая копна светлых локонов и большие серые глазки в ореоле пушистых ресниц делали Машеньку похожей на куколку. Правда, няньки звали ее "Дылдочкой", ведь девочка рано вытянулась и превзошла старших сестер.
Маленькая Мария обладала какой-то первобытной жизнерадостностью и энергией. Она больше всех хохотала, каталась по ковру, бегала и резвилась. А если вдруг расстраивалась, то устраивала такие громкие рёвы, что у прислуги закладывало уши. В кругу близких эту малышку ласково звали "Машка", и она была неразлучна с младшей сестренкой Анастасией, составляя с ней "малую пару".
В отличие от старших сестер - тихонь Ольги и Татьяны, Мария отличалась взрывным и своенравным характером. Она могла capризничать и упрямиться часами, если что-то ей не нравилось. Нередко старшие сестры доводили ее до слез, дразня, что Машка - "ненастоящая" и "приемная". Однако пройдет немного времени, и Мария снова заливалась звонким смехом.
Как все дети, Мария обожала домашних питомцев. У нее был сиамский котенок, с которым она не расставалась, и белая мышка, живущая в клетке. Маленькая княжна очень любила кататься на яхте "Штандарт" по финским шхерам. Она знала всех матросов поимённо и интересовалась, сколько у кого детишек.
Свою няню мисс Игр Мария как-то озадачила признанием: "Я буду замуж за простого солдата! И у нас с ним будет двадцать детей!" Няня только разевала рот - откуда в этой кроху взялись такие фантазии?..
Когда в 1914 году разразилась Первая мировая война, жизнь царской семьи перевернулась. Великие княжны, в том числе и Мария, горько плакали и никак не могли взять в толк, почему страна, где правит их родной дядя Вилли, вдруг стала враждебной.
Вместе с сестрой Анастасией Мария навещала лазареты, где лежали раненые солдаты. Девушки готовили бинты, меняли простыни на койках, читали книги выздоравливающим бойцам. А еще устраивали для них карточные вечера и небольшие балы, чтобы подбодрить духом.
Мария всегда была очень общительной и любознательной. Она без устали расспрашивала каждого солдата о его родных - где они живут, сколько у них детишек. Ее наставница Клавдия Битнер с теплотой отзывалась: "Княжна Мария умела найти общий язык с любым простым человеком. Она интересовалась их семьями, детьми, родственниками".
Но главные испытания еще ждали Марию впереди... После революции 1917 года царская семья оказалась под арестом. Сначала их отправили в ссылку в Тобольск. И там, находясь в заключении, Мария не переставала удивлять всех своим добродушием. Она по-прежнему горячо интересовалась жизнью солдат охраны, помнила имена их жен и количество детей у каждого.
"Я хотела бы остаться здесь навсегда, - говорила княжна. - И жить счастливо, как обычная девушка".
В последние страшные дни в Ипатьевском доме Мария старалась сплотить семью. Они по очереди читали друг другу томик "Войны и мира", играли в карты, она дежурила у постели больного брата Алексея. Ложились спать около десяти вечера, чтобы выспаться к новому тревожному дню...
14 июня 1918 года Мария отметила свой 19-й день рождения. Отец с грустью записал в дневнике: "Нашей дорогой Марии исполнилось 19 лет. На улице стояла тропическая жара +26С, а в комнатах +24 - трудно выдержать. Всю ночь мы не смыкали глаз, охваченные тревогой..."
Увы, это был последний праздник в жизни веселой и жизнерадостной Машеньки. Через месяц вся царская семья была зверски расстреляна в подвале Ипатьевского дома...
Останки великой княжны Марии и ее брата цесаревича Алексея были обнаружены лишь спустя долгие 89 лет - в 2007 году неподалеку от Екатеринбурга, в заброшенном Поросенковом логу.
Так трагически оборвалась жизнь младшей царской дочери - жизнерадостной, энергичной Машеньки Романовой. Ей было всего 19 лет - самый расцвет юности и красоты. Она так мечтала выйти замуж за простого солдата и родить двадцать ребятишек! Веселая, общительная, интересующаяся жизнью простых людей - именно такой запомнилась Мария тем, кто ее знал.
Став узницей сначала в Тобольске, а затем в Ипатьевском доме, княжна не теряла присутствия духа. Она старалась поддерживать родных - читала им вслух томики Толстого, играла в карты, проводила время у постели больного брата. Казалось, Мария не верила, что с ними может произойти что-то ужасное.
Когда наступил тот роковой вечер 16 июля 1918 года, Романовы были разбужены среди ночи. Озлобленные красноармейцы бесцеремонно схватили царскую семью и потащили в подвал на казнь, не давая даже одеться. Мария и Анастасия спросонья промочили ноги в луже подвального помещения.
По рассказам очевидцев, Мария вела себя очень храбро и достойно перед лицом смерти. Но когда по царской семье открыли безжалостный огонь, она все же не выдержала и разрыдалась по-детски. Ее жизнь трагически оборвалась от ран и пыток.
Долгие годы поиски останков Марии и Алексея не приносили результатов. И лишь в 2007 году их тела были обнаружены в яме под Екатеринбургом вместе с вещами царской семьи. ДНК-экспертиза подтвердила личности погибших.
Так завершилась печальная история младшей царской дочери Марии Романовой, беззаботной девушки с куклами и питомцами. Ее жизнь оборвалась гораздо раньше, чем она планировала выйти замуж и завести двадцать детей...Судьба распорядилась иначе. Но светлый образ улыбчивой княжны Маши навсегда останется в памяти потомков.