Мир современных детей – это мир гаджетов, где телефон нередко становится лучшим другом. Но как быть, если такой «друг» мешает образовательному процессу? Как заинтересовать занятием ребенка, который не расстается с телефоном даже на занятии? К тому же, ребёнок со сложным диагнозом.
Свой опыт описала нам Вера Владимировна Кошевая, педагог-дефектолог со стажем 14 лет.
Знакомство с юным смышлёнышем
На одном из занятий к ней пришел Юра, пятилетний мальчик с ОНР II уровня со СФД, ЗПР и СДВГ. «Маленький смышлёныш», - подумала Вера Владимировна, увидев его впервые: он внимательно следил за всем происходящим вокруг, не выпуская из рук телефона. В разговоре с мамой выяснилось, что это вынужденная мера: после работы ей нужно приготовить ужин, накормить детей, сделать уроки со старшим, заняться уборкой и стиркой. «Как и у всех людей», - с улыбкой сказала Юлия, мама Юры.
Мальчик был непоседлив: казалось, он одновременно находился во всех уголках дома. Поэтому однажды, чтобы он спокойно посидел, пока мама делала дела, ему включили на телефоне игру. Так телефон и стал его постоянным спутником.
Маленькая победа
«Как же мне организовать занятие так, чтобы оно стало не только увлекательным и познавательным, но и позволило мне реализовать поставленные цели и задачи?» - подумала педагог. И решила использовать Интерактивный физкультурный комплекс, чтобы оторвать Юру от гаджета и вовлечь в игровой процесс.
Почему именно ИФК? Это - интерактивный комплекс, реализующий принцип «обучение в движении»: ребёнок самостоятельно управляет игрой, попадая мячом в цель. Благодаря проектору и датчику движения на стене выводится картинка, которая реагирует на касания. Юра же был привязан к цифровому миру, обычные игрушки его не интересовали. Поэтому образовательная среда должна была быть организована так, чтобы он чувствовал себя комфортно и мог включиться в коррекционно-образовательный процесс.
Вера Владимировна обратила внимание Юры на «живую» стену и начала игру: «На африканском континенте животные часто страдают от засухи. Сейчас мы можем им помочь, починив водопровод: в искусственном водоеме появится вода, и животные смогут утолить жажду».
Разобранный водоём на экране был разделен на квадраты-пазлы. Мячом нужно было менять расположение труб и их направление, чтобы собрать водоём воедино.
Педагог дал Юре маленький мячик и начала играть сама. Ребёнок увидел процесс игры и присоединился к ней! Телефон был забыт. И вот они уже вместе в игровом образовательном пространстве!
Залог успеха в образовательном процессе - это…
Игра была увлекательной и понравилась Юре. Не только из-за сюжета (хотя было видно, как ему хотелось помочь животным!), но и из-за соревновательного эффекта: ребёнок старался не ошибаться, ведь каждая неточность увеличивала время выполнения задания.
В конце занятия мама была приятно удивлена, что Юра убрал телефон и с удовольствием занимался с педагогом. Она с улыбкой благодарила Веру Владимировну, а Юра тем временем спрашивал, точно ли всех животных удалось напоить? И хотел поиграть еще.
Вера Владимировна поделилась этой историей, чтобы показать, как важно использовать в работе методы и приемы, учитывающие индивидуальные способности, возможности и потребности каждого ребенка. Именно это позволит выстроить образовательный процесс, исходя из его заинтересованности, включенности и мотивированности. Что в конечном итоге поможет педагогу повысить эффективность занятия и увидеть улыбки на лицах детей и родителей.