Найти тему

Пять скрытых особенностей болида Формулы-1, которые вы, возможно, не заметили

Оглавление

Болид Формулы-1 - это сложная машина, над которой команды неустанно работают круглый год, чтобы довести её до совершенства. Под карбоновым волокном есть многое, что болельщики не видят, но есть и некоторые ключевые особенности, скрытые на виду.

Команды тратят месяцы и даже годы на совершенствование конструкции своих автомобилей, чтобы сделать их легче и быстрее, в надежде опередить конкурентов. В кузове автомобиля Формулы-1 есть много очевидных элементов, включая переднее антикрыло и боковые стойки, которые все вместе делают автомобиль более аэродинамичным.

Однако есть несколько небольших особенностей, которые могут остаться незамеченными, особенно во время скоростных гонок. Эти особенности по-прежнему играют важную роль в дизайне автомобилей, а также могут быть важными элементами безопасности как для водителей, так и для маршалов.

Обеспечение безопасности является ключевой частью дизайна автомобилей Формулы-1, и в регламент было внесено множество изменений, направленных на защиту всех, кто работает в автомобиле и рядом с ним. За последнее десятилетие FIA внедрила камеры, обращенные к водителю, и систему Halo для защиты водителей в случае аварии.

Вот несколько особенностей болида Формулы-1, которые могли остаться незамеченными, но являются ключевой частью его дизайна:

Кнопка нейтрали

Кнопка нейтрали расположена на носу автомобиля и может быть активирована извне для перевода транспортного средства в нейтральное положение. Она выглядит как красный круг с буквой 'N' на передней части машины, чтобы явно указать местоположение кнопки.

Болид Haas F1 Team VF-18
Болид Haas F1 Team VF-18

Маршалы могут нажать эту кнопку, чтобы перевести коробку передач автомобиля в нейтральное положение и помочь переместить транспортное средство, если водитель не выключил сцепление. Переводя машину в нейтральное положение, её легко можно будет катить, и маршалы смогут безопасно переместить её на безопасное место или к аварийной бригаде. Это также позволяет буксировать машину, не причиняя дополнительных повреждений двигателю.

Хотя кнопка нейтральной передачи предназначена для стюардов, водители могут дотянуться до нее, если их автомобиль застрял на какой-либо передаче и им необходимо снизить скорость, чтобы обеспечить безопасное движение. Фернандо Алонсо был замечен за использованием нейтральной кнопки на своем McLaren на Гран-при Европы 2016 года в Баку после того, как у него возникли проблемы с коробкой передач, которые вынудили его сойти с дистанции.

Было видно, как испанец тянется из кабины своего болида к кнопке, после того как ему не удалось переключить передачу на 7. Это позволило ему снизить скорость и благополучно доставить машину своей команде в боксы, не повредив ее и не задержав гонку.

Электрический выключатель

Как и кнопка нейтрали, на боковой части болида Формулы-1 также присутствует красный круг с буквой 'E', а также выдвижная ручка из кузова. Эта особенность присутствует в дизайне автомобилей с 1970-х годов.

Механики работают над болидом Пьетро Фиттипальди, Haas VF-22
Механики работают над болидом Пьетро Фиттипальди, Haas VF-22

Нажатие на выключатель гарантирует, что автомобиль не убьет электрическим током ни одного из маршалов, которые могут работать с автомобилем, особенно если водителя необходимо извлечь из кокпита, а также предотвратит возникновение искр в автомобиле, которые могут привести к возгоранию топлива.

При нажатии на выключатель также активируется встроенный огнетушитель, который помогает предотвратить возгорание.

Сигнальная лампа электрической системы рекуперации энергии

Сигнальная лампочка системы электроснабжения - это всего лишь одна из нескольких лампочек на руле, которые сигнализируют командам и маршалам о состоянии электросистемы автомобиля. Они образуют группу из семи ламп, которые видны из любой точки автомобиля, так что любой, кто находится в автомобиле или рядом с ним, может знать о потенциальной опасности поражения электрическим током.

Индикатор загорится красным светом, сигнализируя: "Небезопасно, не прикасайтесь к автомобилю без соответствующего защитного снаряжения, опасность поражения электрическим током". Это предупреждает о том, что в автомобиле присутствует электрический ток и что прикосновение к автомобилю представляет опасность для здоровья человека.

Она также может гореть желтым светом, что означает, что автомобиль включен, аккумулятор заряжен и что существует возможный риск поражения электрическим током, если кто–то прикоснется к автомобилю. Зеленый свет означает, что автомобиль остановлен и опасности нет, поэтому к автомобилю можно безопасно подойти и прикоснуться.

Фары также могут гореть фиолетовым светом, что указывает на то, что автомобиль находится на пит-лейн и что его ограничитель скорости активен. Последний индикатор на шасси выполняет функцию медицинской сигнальной лампы, которая загорается синим цветом, если автомобиль попал в аварию, а затем мигает синим, если авария была серьезной и превышала 15G (перегрузочные силы). Если этот индикатор мигает, это может сигнализировать маршалам о том, что водителям может понадобиться помощь и им необходимо будет обратиться в медицинский центр для прохождения обследования.

Кроме того, в кабине водителя установлены лампочки, указывающие на то, безопасно ли эвакуироваться из автомобиля. Если горит красный сигнал, то водителю нужно будет вылезая из автомобиля широко отпрыгнуть в сторону, чтобы не упасть на землю, все еще касаясь автомобиля, что может привести к поражению электрическим током.

Карбоновое волокно способно проводить электричество, и поскольку автомобили Формулы-1 соприкасаются с трассой только через резиновые шины, они не заземлены. Для безопасности электрический ток должен быть заземлен, что означает, что по всему кузову автомобиля проходит электрический ток, и маршалы должны надевать резиновые перчатки, чтобы избежать поражения электрическим током.

Лампа может оставаться включенной даже при остановке автомобиля, что информирует маршалов о том, что риск все еще существует.

В 2019 году FIA провела расследование в отношении Даниэля Риккардо за то, что он не оставил руль на месте, когда выходил из машины. На Гран-при Бахрейна машина австралийца остановилась во втором повороте из-за отказа двигателя. Сигнальная лампочка системы ERS загорелась красным, что означало, что автомобиль небезопасен с точки зрения электричества, и Риккардо было приказано заглушить двигатель и выпрыгнуть из автомобиля, не касаясь его и земли одновременно.

Пилот Renault соблюдал обычные правила безопасности при эвакуации из автомобиля и заявил, что было бы слишком опасно вставлять обратно руль, если автомобиль был заряжен электричеством. После расследования было установлено, что он не нарушал статью 22.5 спортивного регламента.

Ветровое стекло

Ветровые стекла появлялись на автомобилях Формулы-1 на протяжении десятилетий, однако в 2016 году на Mercedes Нико Росберга был представлен дизайн меньшего размера и менее заметный, который с тех пор был принят остальными командами. Зазубренная кромка предназначена для придания дополнительных аэродинамических преимуществ, которые сводят к минимуму лобовое сопротивление и максимизируют прижимную силу за счет создания вихрей меньшего размера, чем при использовании прямой кромки.

Mercedes-Benz F1 W08
Mercedes-Benz F1 W08

Мелкие вихри также снижают уровень шума до более низкого по громкости, но более высокого по высоте тона, который не распространяется на такие дальние расстояния, как высокогромкий низкочастотный шум, и оказывают меньшее воздействие на голову водителя и заднее крыло. Это может снизить риск травмы головы водителя по сравнению с одним крупным воздушным вихрем.

Ветровое стекло слегка задерживает поток воздуха, направляя его вверх над водителем и по бокам, а не в кабину и на грудь водителя, что снижает нагрузку на человека за рулем.

Конструкция, которую иногда называют "зубы дракона", помогает изменить направление потока воздуха вверх. Зубья также толкают пары в противоположных направлениях при каждом ударе, что помогает рассеивать поток воздуха, нейтрализуя друг друга, что делает их менее ощутимыми при движении к водителю.

Скользящая планка

Скользящий блок стал обязательной деталью болида Формулы-1 в 1994 году и используется в нижней части шасси для обеспечения минимальной высоты дорожного просвета и ограничения использования эффекта сцепления с дорогой для улучшения управляемости автомобиля. Блок представляет собой плоское прямоугольное устройство, которое обычно изготавливается из стекловолокна, но ранее изготавливалось из древесного композита под названием Jabroc.

Они были введены после гибели Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера на Гран-при Сан-Марино в 1994 году. FIA установила скользящие блоки, чтобы увеличить высоту автомобиля и уменьшить прижимную силу, что привело к меньшему количеству аварий и смертей.

Трагическое происшествие на Гран При Сан-Марино 1994 года, в результате которого погиб Айртон Сенна, было подробно исследовано, и одной из вероятных причин, помимо ошибки пилота, было названо срыв воздушного потока под днищем его болида. Это могло произойти из-за слишком низкой настройки подвески, что позволило воздуху ворваться под болид, сделав его на мгновение неуправляемым в супер-скоростном повороте.

Это событие привело к серьезным размышлениям в FIA о том, как предотвратить подобные трагедии и контролировать степень занижения болидов. В результате было введено новое правило, которое обязывало все команды устанавливать на днища болидов специальный элемент. Этот элемент, во-первых, предотвращал "положение" машины на асфальт и, во-вторых, позволял оценить степень занижения путем анализа его износа. Такие меры помогли повысить безопасность гонок и предотвратить подобные инциденты в будущем.

Планка McLaren MCL 36
Планка McLaren MCL 36

Введение блока означало, что инженерам пришлось полностью пересматривать конструкцию своих автомобилей, чтобы гарантировать их соответствие регламенту. Каждому автомобилю необходимо было достичь определенной высоты, чтобы минимизировать повреждения блока стабилизации, поскольку автомобиль может быть дисквалифицирован в случае слишком серьезных повреждений.

По правилам FIA каждый блок стабилизации должен иметь толщину 10 мм с допуском около 0,2 мм в каждую сторону, однако также говорится: "Минимальная толщина 9 мм будет принята во внимание из-за износа, и соответствие этому положению будет проверяться на периферии обозначенных отверстий". Износ блока стабилизации измеряется посредством измерения шести болтов, которые вкручиваются в днище автомобиля. Если износ на болтах превышает 1 мм, то гонщик будет дисквалифицирован.

Это произошло на Гран При США 2023 года, когда Льюис Хэмилтон и Шарль Леклер были дисквалифицированы после того, как их блоки стабилизации были "чрезмерно изношены". Это привело к тому, что Льюис Хэмилтон лишился своего второго места на подиуме, и оба стали первыми гонщиками, дисквалифицированными из-за избыточного износа днища, с момента Михаэля Шумахера на его Бенеттоне на Бельгийском Гран При 1994 года.

Команды стратегически размещают маленькие титановые пластины, глубина которых не превышает 3 мм, чтобы защитить основной блок стабилизации от избыточного износа. Эти пластины вызывают искры, которые мы привыкли видеть, вылетающие сзади болида Формулы-1 при движении на высоких скоростях на прямых участках - это вызвано аэродинамической силой, прижимающей машину ближе к трассе.

Источник: motorsport.com

-6