Когда мы говорим о краткосрочной терапии (не консультировании), мы имеем в виду примерно 30 встреч. При еженедельном формате – это 30 недель, то есть 7,5 месяцев. Таков минимальный срок для достижения хоть каких-то изменений на уровне личности. Скорость и возможная степень изменений личности очень индивидуальны и зависят от многих факторов. Человек приходит в терапию, потому что испытывает разного рода дискомфорт или страдание. Как правило, до обращения к психологу такое состояние длится уже некоторое время, субъективно оцениваемое человеком, как длительное или выходящее за рамки субъективной нормы. И, конечно, от терапии человек ждет избавления от дискомфортных состояний или обретения комфортных. Для этого ему нужно около 7,5 месяцев трудиться вместе с терапевтом, сталкиваться с трудными чувствами, обострять внутренние (а порой и внешние) конфликты, погружаться в неприятные воспоминания, чувствовать себя уязвимым и беззащитным, ходить в свои страхи, менять поведение, формировать новые навыки, ну, и многое другое под задачу. Найти терапевта и прийти на терапию – это хоть и важные, но только первые два шага, а дальше начинается совместная работа. И, конечно, на этом пути придется ни раз столкнуться с фрустрацией. О ней мне бы и хотелось написать в этой статье.
Фрустрация – это психоэмоциональное состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания или столкновением с препятствием на пути к цели. Сопровождается переживанием гнетущего напряжения, разочарования, раздражения, тревоги, безысходности.
Вербально фрустрация может выражаться через такие фразы:
«Ну, и в чем смысл, если поведение родителей нельзя изменить?»
«Сколько мне еще ждать улучшения моего состояния?»
«Как бы я не старалась – ничего не выходит»
«Как мне надоело, что все идет не по плану»
«Она снова восприняла мою помощь как должное. Мне никогда не добиться ее одобрения»
«Столько разговоров об этом, а все одно и то же. Ситуация никогда не изменится»
«Обещал себе, что не буду повышать голос на детей, но опять сорвался. Уже не знаю, что с собой делать»
«И что, мне теперь всю жизнь это в себе отслеживать и корректировать?»
Невербально фрустрация считывается через поникший вид, тяжелые вздохи, нетерпеливые постукивания пальцами по какой-нибудь поверхности, любые другие повторяющиеся движения, выражающие раздражение и неудовольствие.
Защитными реакциями на фрустрацию могут быть повышенная агрессивность, апатия, уход от фрустрирующей ситуации, смена деятельности на ту, где на пути к цели не будет преград, компенсация в виде удовлетворения других потребностей, снижение сложности деятельности вплоть до регресса, а также вытеснение неприятных мыслей и блокирование неприятных переживаний, связанных с фрустрирующей ситуацией. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.
В своей практике я замечаю, что клиенты часто сталкиваются с фрустрацией ожиданий (хотели быстро – выходит реалистично; хотели легко – выходит не так просто; хотели, чтобы психолог – выходит, что сами) и с фрустрацией избавления от привычных проблем и страданий. Да-да, изменение жизни к лучшему тоже может фрустрировать. Проявляется так называемое сопротивление материала. И все-таки в процессе психотерапии не обойтись без фрустрации.
Без фрустрации нет потребности, нет причины мобилизовать ресурсы и понять, что вы свободны сделать что-то с собой.
Ф.Перлз
Для того, чтобы фрустрация оставалась выносимой, терапевт делает это дозированно и чередует с поддержкой. Клиента может фрустрировать блокирование привычного, пускай и дисфункционального, способа удовлетворения своих потребностей. Тогда терапевт поддерживает клиента, переживающего трудности на пути изменений, контейнирует его сложные чувства, напоминает о целях терапии и бережно сообщает о необходимости все-таки пройти этот путь. Иногда для снижения фрустрации бывает важным предложить альтернативные варианты удовлетворения потребностей, расширить набор способов совладания с трудностями или предложить источники информации, где клиент самостоятельно сможет поискать варианты. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы фрустрировать клиента мягко, с проявлением эмпатии. Но бывает и так, что клиент не выдерживает фрустрации или обнаруженной уязвимости, и выбирает прервать терапию. Как говорится, на самом интересном (напряженном) месте. И тут уже приходит время для фрустрации терапевта;) Но психологи не занимаются причинением добра, без запроса нет и терапии. К решениям клиентов учишься относиться с принятием и уважением.
Важно понимать, что фрустрация – это естественная реакция на препятствия, и ее можно преодолеть, развивая навыки управления эмоциями и стратегии преодоления препятствий. Об этом я напишу в другой статье, если смогу успешно преодолеть свою фрустрацию;)
Обложка: freepik.com
Автор: Лена Ляшенко
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru