Найти в Дзене

БОРЬБА ЗА СКАЗКУ НА РУБЕЖЕ в 19 и в начале 20 века и речь профессора Кирпичева о развитии фантазии у детей. ЧАСТЬ 1

Многие знают книгу Корнея Чуковского "От двух до пяти", в начале которой писатель обращается ко времени борьбы со сказкой в 20-30-е годы 20 века в Советской России. Тема меня заинтересовала в 1992 году, когда я готовила диплом на кафедре советской журналистики журфака МГУ. В итоге работы над темой было изучено 11 книг, 19 брошюр и 55 журнальных и газетных статей начала 20 века - до середины 30-х годов, когда борьба со сказкой счастливо закончилась благодаря А.М.Горькому и его докладу "Советская литература" на Первом всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году, нанеся сокрушительный удар по противникам сказки. С влиятельнейшим советским писателем спорить уже никто не решился. Тема борьбы со сказкой будет раскрыта в нескольких статьях. . Не стоит думать, что вопрос о том, имеют ли маленькие дети право слушать и читать сказки, был поднят именно после Революции. Сказки хотели изгнать из жизни детей задолго до 1917 года. Отказ от сказки – не новоизобретенный советскими педаго
Оглавление

Многие знают книгу Корнея Чуковского "От двух до пяти", в начале которой писатель обращается ко времени борьбы со сказкой в 20-30-е годы 20 века в Советской России.

Тема меня заинтересовала в 1992 году, когда я готовила диплом на кафедре советской журналистики журфака МГУ. В итоге работы над темой было изучено 11 книг, 19 брошюр и 55 журнальных и газетных статей начала 20 века - до середины 30-х годов, когда борьба со сказкой счастливо закончилась благодаря А.М.Горькому и его докладу "Советская литература" на Первом всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году, нанеся сокрушительный удар по противникам сказки. С влиятельнейшим советским писателем спорить уже никто не решился.

Тема борьбы со сказкой будет раскрыта в нескольких статьях. .

Мнение о сказках и развитии фантазии до революции

Не стоит думать, что вопрос о том, имеют ли маленькие дети право слушать и читать сказки, был поднят именно после Революции. Сказки хотели изгнать из жизни детей задолго до 1917 года.

Отказ от сказки – не новоизобретенный советскими педагогами-новаторами метод приобщения детей к реальной жизни. Вот чего не было до революции - так это массовых кампаний против сказок в печати или в педагогической науке.

Находились лишь отдельные воспитатели и критики, которые в 60-х годах 19-го и в начале 20-го века под влиянием идей просветительства шли на такую крайнюю меру, как отрицание сказок в детском чтении.

В предисловии к книге-альбому П.Н.Петрова "Старинные русские сказки"(книга была напечатана по изданию "Альбом русских народных сказок и былин" в 1875 году) профессор кафедры истории русской литературы и фольклора Саратовского госуниверситета В.Архангельская пишет:

"Н.П.Петров хотел проникнуть в древние религиозные истоки народных сказок, потому что он был согласен с ошибочным мнением о фантастике как о "вредном забавлении дремлющей мысли" (из предисловия к своей книге самого Петрова). Дело в том, что на середину 70-х годов 19 века пришлась дискуссия о роли фантастики в литературе для детей и в сказках для них: газеты и журналы обсуждали вопрос о том, можно ли давать детям сказки, а если можно, то в каком виде. дискуссия на эту тему развернулась в связи с выходом "Народных русских сказок П.Полевого (1874 г.). Судя по высказываниям, рецензенты не различали устрашающей фантастики суеверных рассказов (о домовых, ведьмах, мертвецах и тому подобных мифологических персонажах), выдаваемых за реальность и потому опасных, от жизнеутверждающей сказочной фантастики. Один из критиков писал: "Сказка отравляет мозг ребенка, раздражает нервы, портит воображение и поселяет самые невероятные понятия о природе, ее силах и законах". И если бы она не кончалась торжеством героя, "то, конечно, для ребенка нельзя было бы выдумать более мучительной нравственной пытки" (журнал "Неделя" 1874 г., № 39, статья "Сказки как детское чтение. Народные сказки в изложении П.Полевого", статья без авторства).

Также этот безымянный критик писал, что "светлая сторона сказки, ее мораль, ее ирония, ее идея и философское мировоззрение народа, слагавшего сказку, ребенку совершенно недоступны", ведь сказка не забава, а "серьезный и исторический воспитательный материал для людей думающих и понимающих", она требует объяснения в свете истории отечества.

Еще один автор в газете "Голос (№ 265 за 1874 г.) настаивал на негативном педагогическом воздействии сказок, художественная правда которых недоступна не только ребенку, но и взрослому, и лишь ученый в состоянии уследить в песне, сказки, в поэтическом предании старины остаток верования, осколок прежней духовной жизни народа.

В ответ на эти обвинения Евгений Белов в статье "Педагогический вопрос: можно ли детям читать сказки?" в журнале "Гражданин (1874 г., № 39) выступил с мнением, что нельзя лишать детей чтения фантастического и заглушать потребности к фантазированию чтением исключительно реальных рассказов и таким образом забивать в них будущих художников и мыслителей. Он настаивал на том, что в сказке торжествует "простота-правда над умом лукавым" и "один из простодушных детских идеалов и убеждений русского народа, что правда сильна сама по себе и посрамляет и лукавый ум, и тщетный труд".

Тогда в защиту сказок выступил даже Ф.М.Достоевский.

А в начале 20 века объяснил значение сказок и фантазирования для детей заслуженный профессор Виктор Львович Кирпичев, который написал в 1901 году речь "Значение фантазии для инженеров" в честь организации Киевского политехнического института императора Александра II (брошюра с этой речью была издана в 1911 г.)

Виктор Львович Кирпичев - русский учёный-механик, профессор, основатель и первый ректор Харьковского технологического института (ныне НТУ «ХПИ») и Киевского политехнического института (ныне НТУУ «КПИ»).

"Теперь нередко можно встретить родителей, которые возражают против чтения сказок" - об этом сказал профессор Кирпичев в своей речи. Значит, со сказкой уже боролись, ее уже боялись и старались изжить.

"Я посвящу сегодняшнюю речь вопросу о значении фантазии для инженеров, - говорит профессор. - Этим я несколько уклоняюсь от общепринятого направления и разговоров относительно технической деятельности. Обыкновенно придают особое значение труду, и, говоря о замечательных инженерах, называют их героями труда. Нисколько не ослабляя значение труда в каждой сфере деятельности людей, а в технической в особенности, я, однако, сегодня не буду говорить о нем, а обращу внимание на другую сторону – на фантазию. Может быть позволено будет мне сказать, что довольно уже говорили о тружениках; поговорим о фантазерах".

Виктор Львович Кирпичев называет себя последователем известного английского физика Джона Тиндаля, который на одном из съездов Британской Ассоциации произнес речь "О роли воображения в развитии наук", в которой показал значение фантазии для физических наук. Тиндаль высоко ценит способность человеческого духа фантазировать, он говорит:

"Для того, чтобы рассеять мрак, окружающий мир ощущений, мы снабжены даром воображения".

Тиндаль приводит примеры действия фантазии в научной сфере на примере английских учёных:

"Когда Ньютон от падения яблока пришёл мысленно к падению луны, - это был скачок фантазии. У Фарадея игра воображения всегда предшествовала его опытам".

Далее приведём еще несколько цитат из речи Виктора Львовича Кирпичева:

"Мне кажется, что среди всех наук наибольшая сила воображения требуется в математике...Фантазия нужна математику, чтобы придумывать новые приемы, новые построения. Без нее он не будет двигаться вперед, а только вертеться в кругу прежних идей. Скоро здесь все будет исчерпано, и движение науки прекратится; ученые превратятся в комментаторов. Изучая творения великих математиков, мы поражаемся богатством их фантазии, многочисленностью придумываемых ими новых, неожиданных приемов, умением найти в вопросе новую, прежде незамеченную сторону – вообще способностью выйти из сферы традиций, рутины. Они не могут оставаться при прежнем, а неудержимо стремятся к новому. В них как бы вложено природное противоречие установившимся взглядам, известному..."

"Математика дает нам образцы самых смелых результатов фантазии, в ней создались, можно сказать, наиболее смелые концепции человеческого гения – понятия о пространстве четырех и более измерений, и о неэвклидовой геометрии."

"Богатая фантазия есть качество, встречающееся чрезвычайно редко. Поэтому редки настоящие поэты, истинные художники и изобретатели». Раньше на богатую фантазию смотрели как на особый дар богов. Отсутствие фантазии ничем не может быть заменено в техническом деле. Известия о самых первых изобретениях древности дошли до нас в форме сказок, «по этим рассказам в изобретении принимали участие собаки, козы и т.д. Но и большинство новых изобретений имеют чисто сказочный характер".

"Успехи физики и химии зависят также от придумывания новых приборов, новых приемов опытного исследования, от догадок о возможных новых химических соединениях, а все это – продукты фантазии. Способность тонкого, внимательного наблюдения очень важна для естествоиспытателя, но одной ее недостаточно. Чтобы получить новые результаты, нужно постоянно придумывать новое. Для этого необходима богатая фантазия, и мы по справедливости можем назвать Коперника, Кеплера, Ньютона, Фарадея гениальными фантазерами".

"В технической области фантазеры называются изобретателями; у них фантазия развита в высокой степени, и в этом отношении они имеют сходство с великими учеными. То же качество составляет принадлежность поэтов, и хотя это может показаться странным, но при ближайшем рассмотрении мы замечаем многочисленные черты сходства у трех разрядов гениальных людей – ученых, поэтов, изобретателей. Один писатель, характеризуя Джеймса Ватта, самого знаменитого из всех изобретателей мира, изобретателя раr ехсеllеnсе, говорит, что «Ватт в механике был то же, что Ньютон в астрономии и Шекспир в поэзии», и эти слова должны быть признаны очень меткой и верной характеристикой…".

"Изобретатели всех времен и народов представляют очень пеструю картину. Это армия, которая вербуется среди всех сословий и профессий. Единственное условие, которое ставится для рекрутов, – значительная сила фантазии".

"Каков же результат деятельности фантазеров, о которых мы говорим? Куда они ведут нас? На это можно ответить: в волшебную страну. Известия о самых первых изобретениях древности дошли до нас в форме сказок. И большинство новых изобретений имеют сказочный характер. Наши заводы и фабрики работают со сказочной быстротой и готовят предметы в сказочном количестве".

"Существует много фантастических романов, рисующих будущий век, и они находят многочисленных читателей. Авторы их ничем не стеснены в своих предсказаниях, и могут придумать нечто совсем сказочное. Но смею ожидать, что очень скоро изобретатели сделают многое гораздо более фантастичное и сказочное, чем придуманное романистами…"

Прошло более ста лет - и то, какими чудесами техники пользуемся мы было бы сказочной выдумкой даже для профессора Кирпичева!

Продолжим цитировать профессора:

"Кажущаяся сказочность изобретений неоднократно вызывала недоверие к ним; на них смотрели как на химеры и отрицали возможность их осуществления. На изобретение часто смотрели как на чудовище, вроде нового Минотавра, которое будет пожирать людей или капиталы.".

"Изобретения часто невыгодны для заводчиков и фабрикантов. Только что капиталисты успели примениться к прежним машинам, установить их производство, как появляются новые, усовершенствованные и приходится заменять все прежнее. Дело дошло до того, что в Америке шла речь об образовании синдиката для покупки новых изобретений, с целью уничтожения их. Т.е. предполагали душить новые идеи при самом их зародыше".

Как же развивать фантазию?

"Если вы, милостивые государи, убедились из моих слов в важном значении фантазии для технических деятелей, то может быть потребуете от меня, как от педагога, указаний как можно развивать в детях и юношах это драгоценное качество. Можно ли подготовлять изобретателей? Я в этом сильно сомневаюсь. В Америке была издана книга под заглавием «Как делать изобретения». Путеводитель для изобретателей. Это очень интересное сочинение, но я не думаю, что оно достигнет своей цели.

Но возможно несколько развивать природную фантазию, или, по крайней мере, не мешать ей свободно развиваться. Для маленьких детей очень важно в этом отношении чтение волшебных сказок. Теперь нередко можно встретить родителей, возражающих против сказок; они не дают их своим детям, стремясь воспитать трезвых, деловых людей. Я всегда предсказывал таким родителям, что из их детей не выйдут ни математики, ни изобретатели".

Этот взгляд профессор Кирпичев поддерживает ссылкой на классический образец: в идеальном государстве Платона обучение детей, начинающееся с 5-6-летнего возраста, состоит прежде всего в рассказывании им мифов для возбуждения воображения и творческой способности.

В конце своей работы Кирпичев пишет:

"Трудно подняться самому на высокую гору, но когда вас подняли на высоту посторонней силой, то легко пройти самому еще несколько выше". Это относится и к необходимости развивать фантазию у детей.

Часть дипломной работы, охраняется законом об авторском праве

Автор Милена Курганова

Продолжение следует