Этот вопрос часто звучит от всех родителей, которые приходят ко мне на консультацию. Приводят экстренные ситуации: что делать, если ребенок не хочет садиться делать уроки, истерит. Или на улице, бьет ногами и кричит.
Для таких ситуаций нам сначала надо отработать решение в менее стрессовой ситуации. В спокойных моментах, даже иногда в игровых. Нам нужно создать опору.
Это как с воздушной тревогой. Мы все помним, как в школе нас обучали последовательности действий, когда начинается воздушная тревога: встаем, надеваем противогазы, идем на улицу. Потом нам давали учебную тревогу, чтобы мы ее отработали. И мы уже точно знали, что если ситуация возникнет то мы точно знаем, что делать, что одевать. Это и есть опора.
Похожая вещь происходит и в воспитании.
Как создать эту опору:
- Важно отработать с ребенком три правила: поведение в семье, с окружающими и предметами. Так у него сформируется отношение к этому.
- Желательно чтобы это правило было сказано в одной фразе. Лучше краткой, два-три слова. Чтобы в экстренной ситуации мы могли произнести эту волшебную фразу и ребенок мог спокойно ее понять. Фраза должна быть простой для понимания, чтобы ребенок в нужный момент всё понял и сориентировался.
- Хорошо, чтобы вместо чего-то неприятного мы могли дать на выбор ребенку два приемлемых варианта в ситуации. Например: мы все равно идем с тобой гулять, но мы можем пойти в парк или на площадку. Или: мы все равно идем с тобой гулять, но ты можешь выбрать, идти печальным злым или пойти гулять с радостью.
- Важно заранее и четко продумать последствия: что мы будем делать, если ребенок нас не слушается? Если это сделать, то мы избежим беспомощности. Когда мы беспомощны, тогда мы кричим, испытываем гнев, шлепаем ребенка. Проявляем спонтанные реакции, показываем ребенку, что мы не способны управлять собой.
А если мы показываем ребенку, что мы не можем управлять собой, то ребенок за нами никогда не пойдет. Мы не будем завоевывать у него авторитет и уважение. И он не будет следовать нашим правилам.
Напоследок хочу уделить особое внимание посылку ребенку. Мы семья, и у каждого из нас своя роль. И принцип семьи очень простой: кто за что отвечает тот и главный.
Например, родители отвечают за еду, мебель. В этих моментах главные — взрослые. Но есть и у ребенка свое место: своя комната. В ней он главный: может расставлять игрушки, как ему вздумается или наводить порядок, как ему удобно. Если он предложил игру, то он главный и устанавливает правила.
Если ребенок взрослеет, он берет ответственность, и свобода его увеличивается. Появляется такая свобода самостоятельности.
В спокойной ситуации все вышесказанное можно отрабатывать через игры на внимание. Например, слышать и слушаться — это посыл. Например: мама хлопает, ребенок — бегает. И другой посыл: прояви уважение. Зашел и случайно что-то уронил: подними. Раскидал игрушки — убери. Кого-то обидел — попроси прощения. Кто-то кричит — прояви уважение.
Хороших вам семейных времен.
Ознакомиться с нашими врачами: https://центр-луч.рф/doctors/
Возникли сложности или есть нерешённый вопрос? Записывайтесь на приём по номеру +7-952-804-99-27