Найти тему
ОССП оператор

Пластиковые дороги из пластикового асфальта – реальность или выдумка?

Мы привыкли, что в современном мире многие вещи делают из пластика, как из дешевого и крепкого материала: пластиковые вещи, мебель, даже запчасти для автомобиля, но что насчёт пластиковых дорог? Оказалось, что такая технология не просто существует, но и активно применяется во многих странах!

Первой страной, запатентовавшей технологию переработки пластиковых отходов в материал для создания дорожного покрытия, стала Индия. В 2002 году индийской компании KK Plastic Waste Managment Ltd удалось создать смесь, которая замещает до 8% битума в составе асфальтобетонной смеси. Обычно дороги состоят примерно на 90% из камней, известняка, песка и на 10% из связующего битума. Но битум добывается из сырой нефти, из-за этого стоимость дороги становится достаточно высокой. В Индии пластиковый мусор собирают, сортируют, очищают, высушивают и измельчают в мелкие «хлопья», которые потом плавят при температуре около 170°C. Затем в расплавленный пластик добавляют горячий битум. После смешивания всё укладывают как обычный асфальт. На километр однополосной дороги требуется тонна пластиковых отходов, что помогает значительно решить проблему утилизации, а само покрытие становится прочнее в 10 раз асфальтового аналога.

-2

На сегодняшний день в Индии уже проложено более 100 тыс. км дорог из пластикового мусора, а в 2021 году власти нескольких крупных городов приняли положение об обязательном использовании переработанного пластика при ремонте дорог.

Опыт Индии переняли в Пакистане, Австралии, Индонезии, Соединённом Королевстве, Соединённых Штатах Америки и в ряде Европейских стран, где на некоторых дорогах опробовали эту технологию.

Другой вариант пластиковых дорог предложили в Нидерландах. Там в 2015 году компании WolkerWessels и KWS Infra разработали полые пластиковые плиты Watteway, которые можно соединять между собой замковой системой, чтобы монтировать дорожное полотно. Внутри плит есть специальные ниши, куда помещаются коммуникации (трубы, кабели и прочее), и строительство дороги занимает гораздо меньше времени. Создатели проекта заявляют, что покрытие устойчиво для температурных перепадов от минус 40 до плюс 80°C.

В 2018 году в нидерландских городах Зволле и Гитхорн были установлены две первые 30-метровые велосипедные дорожки, построенные из пластиковых плит Watteway. На создание каждой дороги ушло около 1000 кг переработанного пластика.

Обе тестовые дорожки были оснащены датчиками для круглосуточного контроля, ведь на первом этапе было важно понять, как они поведут себя в реальной среде. После того, как по ним был совершен целый миллион проездов, результаты доказали, что строить дороги с использованием переработанных пластиковых отходов можно и нужно. Еще на практике стало ясно, что эти дороги подходят и для более тяжелой нагрузки, типа мусоровозов и машин технического обслуживания.

Теперь компания готовится к промышленному производству. На это уже получен грант в размере 700 000 евро от Министерства экономики Нидерландов. Изначально из пластиковых плит будут строить велосипедные дорожки, парковки, тротуары и железнодорожные платформы, затем попробуют применить технологию и в реконструкции федеральных автомобильных трасс.

В России внедрение модификаторов асфальтобетона из вторсырья — часть программы перехода к экономике замкнутого цикла в рамках исполнения указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Главной разработкой полимерных материалов для дорог занимается Роснано. Планировалось, что в 2023 году продукция компании будет использована при строительстве и реконструкции трасс федерального значения в Тульской, Орловской, Курской и Белгородской областях. Но идея пока осталась на стадии разработки, поскольку для применения данного покрытия нужно менять существующие ГОСТы, СНИПы и прочее. Также если новая технология будет внедрена, то по началу «пластиковая» дорога будет стоить намного дороже, чем асфальтобетонное покрытие просто потому, что в России довольно небольшое количество заводов по переработке пластиковых отходов, а значит сырьё для таких дорог достать будет не легко.