Здравствуйте, уважаемые читатели!
Пару лет назад мне попалась в руки новая книга про группу "Сектор газа" от автора Дениса Ступникова. Честно говоря, я не читал ее полностью, но просмотрел по диагонали.
Книга имеет маркировку 18+. Выпущена при поддержке Нашего Радио. Не большой знаток авторов, которые пишут об советском и российском андеграунде. А музыка "Сектора газа" – это ничто иное, как андеграунд, вырвавшийся в 1990-ые годы наружу и захвативший огромное количество слушателей в период идеологического раскола, морального упадка и экономического кризиса в стране в 1990-ые годы. Может быть сейчас уже и не принято вслух говорить о творчестве данного коллектива и его идейном вдохновителе Юрие Клинских (Хое). Но в то время, мне кажется, что его слушала почти вся страна. По крайней мере, у нас на Центральном рынке Томска его песни регулярно крутились продавцами киосков по продаже аудиокассет. Я уже молчу, что он играл из каждого второго окна каждого дома. Возможно, население привлекала близость к народным проблемам, выраженная доступным, но грубым и нецензурным языком.
Понятно, что и у меня есть в коллекции кассеты с записью альбомов группы "Сектор газа". Сейчас я уже почти не слушаю ранние альбомы этого коллектива, пронизанные нецензурной бранью. Хотя в те непростые времена песни "Сектора газа" слушали все от мала до велика, начиная с раннего школьного возраста.
Надо сказать, что клип на легендарную песню "Сектора газа" под названием "Колхозный панк" крутили даже по телевидению.
Но шло время, группа и ее лидер становились взрослее. Вместе со взрослением коллектива взрослели и песни данного коллектива. Достаточно вспомнить такие шедевры отечественной рок-музыки как "Туман", "Демобилизация" и "Пора домой". Мат, непристойные песни ушли и на передний план вышли более серьезные темы, отражающие настроение страны, стоящей на распутье и понимающей, что до бесконечности продолжаться события начавшиеся в начале 1990-х продолжаться не могут.
На тыльной стороне обложки свое отношение к творчеству группы выразили бывшая солистка группы "Сектор газа" Татьяна Фатеева и ее последний директор Алексей Привалов.
Многие главы книги имеют названия соответствующих песен или альбомов группы. Книга начинается с повествования о начале пути Юрия Клинских, когда он еще работал в ГАИ. И только потом занялся вплотную музыкальным творчеством. Читатель найдет информацию о том, как началось сотрудничество со студией Gala Records, а также автор делиться информацией о некоторых нюансах гастрольной и студийной жизни коллектива. Насколько я понял, в какой-то момент студийный и концертный состав стали сильно различаться. Притом, что в студии еще и во всю использовались уже синтезаторные и компьютерные технологии. Чего по большей части не было на концертах. Кстати, это не редкость и для других групп. Некоторые читатели наивно думают, что покупая ряд альбомов рок-исполнителей они покупают настоящий аналоговый продукт. Но в студиях уже с 1980-х годов полно цифровых примочек, а порой альбом записывали полностью в цифре. Поэтому и нет так называемых мастер-лент. Либо же это переложение "цифры" на магнитную ленту.
В создании книги участвовала дочь Юрия Клинских Ирина. Кстати, в книге есть вкладка с фотографиями Юрия Клинских того периода.
Надо сказать, что и сейчас творчество Юрия Клинских находит своих слушателей. Существует официальная трибьют-группа "Черный Вторник", которая исполняет песни "Сектора газа". Если не ошибаюсь, то в прошлом году был концерт этого трибьют-проекта в Томске в Культурном Центре Томского государственного университета. Ни разу не слышал эту группу ни в живую, ни в записи. Как-то нет потребности в этом. Но тем не менее факт – песни группы "Сектор газа" слушают на концертах и сейчас. Но это уже не массовый продукт, как я понимаю.
Как человек, работающий в научно-образовательном секторе, не мог не поинтересоваться этой группой в научном срезе. Беглый анализ Российского индекса научного цитирования показывает, что творчество группы "Сектор газа" имеет интерес и для специалистов определенных научных профессий – филологов, искусствоведов, и т.п. Например, в Научной электронной библиотеке в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) индексируется журнал "Русская рок-поэзия: Текст и Контекст". В одном из выпусков журнала я обнаружил статью, посвященную творчеству группы "Сектор газа" [1].
Ниже информация о журнале из Научной электронной библиотеки.
Статья о группе "Сектор газа" в выпуске журнала [1] соседствует со статьями других авторов, которые рассматривают, например, творчество групп "Pink Floyd", "Amatory", "Кино" и рассматриваются персоналии типа Боба Дилана, Виктора Цоя, Александра Башлачева, Егора Летова и ряда других групп и лидеров рок-музыки в России и за рубежом.
Литература
1. Осокин Михаил Юрьевич О ПРОИСХОЖДЕНИИ НЕКОТОРЫХ РАННИХ ПЕСЕН «СЕКТОРА ГАЗА» И ОДНОГО «НЕЛЕПОГО СЛУХА» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2021. №21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-proishozhdenii-nekotoryh-rannih-pesen-sektora-gaza-i-odnogo-nelepogo-sluha (дата обращения: 03.04.2024).
P.S.
Поскольку рок, а тем более, андеграунд не в числе моих музыкальных приоритетов, то полистав немного эту книгу, я ее выставил на продажу на Авито и через пару дней покупатель нашелся.
А Вы в те далекие 1990-ые имели в своей коллекции записи альбомов группы "Сектор газа"?
На этом всё!
До встреч на волнах интернета!