Не устаю радоваться изданию на русском книг канадского фантаста Роберта Сойера. Fanzon выделил под это дело полноценную авторскую серию и, кажется, не прогадал.
Например, предлагаю взглянуть на недавно вышедший у нас «Старплекс», который сам писатель называет «лебединой песнью» своего творчества в области «фантастики далёкого будущего с космосом, звездолётами и инопланетянами».
Спасибо за «лайк» и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» ещё больше вкусностей, новостей и халявы!
События романа «Старплекс» (1996) разворачиваются в конце XXI века. Человечество уже открыло межзвёздные путешествия, а также не просто установило контакт с несколькими разумными инопланетными расами, но и организовало с ними Содружество, в рамках которого исследует космос, в частности Стягивающую сеть.
Оказалось, что весь Млечный путь пронизан явно искусственными порталами, сквозь которые можно мгновенно перемещаться от одного узла (так называемую стяжку) к другому. Однако не все стяжки доступны сразу, необходима их активация.
Для изучения загадок космоса несколько разумных видов (включая два земных) создают научно-исследовательский корабль «Старплекс». Однако даже подготовленные учёные не могли представить, что через знакомые и безопасные стяжки вскоре начнут вылезать необычные звёзды, а в одной из систем они столкнуться с разумной жизнью, что зародилась практически в начале времён.
По словам самого Сойера, перед написанием романа он поставил себе несколько задач. Во-первых, его привлекла идея представить бок о бок с инопланетянами обычных и понятных людей, со своими понятными проблемами и желаниями, например кризис среднего возраста или корпоративные дрязги.
Писателю, на мой взгляд, удалось ненавязчиво познакомить читателей с внутренним миром как минимум главного героя — социолога Кейта Лансинга, руководящего «Старплексом». Он как раз переживает кризис среднего возраста, чувствует напряжение в отношениях с супругой, не скрывает интереса к молодой коллеге, а также вынужден «разруливать» конфликты на корабле.
Вообще групповая динамика хоть и уступает по объёму астрофизике, но затрагивается в романе. Сойер делает акцент на конфликтности, немного заостряя этот момент благодаря образу валдахудов, представители которого развиваются в высококонкурентной среде. На мой вкус, писатель запросто мог бы углубить этот момент, подробнее разбирая социальное устройство общества будущего.
Во-вторых, Сойер хотел художественным образом раскрыть современные (на тот момент, конечно же) загадки космологии, выдвинув пусть и фантастические, но оттого не менее интересные гипотезы, к примеру о тёмной материи, звёздах и галактиках и проч. Физики в относительно небольшой книге много, но подаётся всё увлекательно благодаря сюжету, так или иначе затрагивающему миллиарды лет.
В-третьих, Сойер признаётся, что у него было большое желание написать своё «Звёздный путь» — «каким он должен быть». При этом писателя не интересовала военная сторона истории, по его словам, он всегда считал её «наиболее скучной и неправдоподобной частью» сериала. Хотя совсем без космических сражений не обошлось, просто подошёл к ним автор с чуть более реалистичной стороны.
Сойер, по его собственным словам, планировал написать в большей степени пацифистское произведение, и, как мне кажется, ему это удалось. Военный конфликт, описанный в «Старплексе» остаётся на периферии, это не история о том, как выиграть войну первого (а также второго, третьего и проч.) контакта, но о том, как и сколько усилий нужно приложить, чтобы устроить совместную жизнь в космосе для нескольких рас, порой чуждых друг другу в культурном аспекте, но также очарованных величием окружающей их Вселенной.
«Старплекс» — увлекательная научная фантастика, позитивный посыл которой считывается невооружённым глазом: даже если речь идёт об астрономических масштабах, взаимовыгодное сотрудничество и уважительные отношения являются ключом к выживанию, которое продлит жизнь не только человечества, но и всех тех, с кем оно будет взаимодействовать, а также тем, кто придёт после нас.
Главное, разобраться в себе, наладить контакт с теми, кто рядом, ведь только совместными усилиями можно исследовать мир вокруг. А уж задач и дел хватит до конца времён.
На «Сай-фай ревью» есть подборка материалов о книгах Сойера, к примеру, фантастика об ИИ-убийце на космическом корабле, альтернативная история «отца атомной бомбы», а также хардкорный НФ-триллер о квантовом сознании.
Кроме того, «Старплекс» напомнил мне о творчестве Аластера Рейнольдса, в частности о его романе, в котором экипаж космического корабля, «оседлав» бывший спутник Сатурна, отправляется в другую систему, сталкиваясь по пути с опасными инопланетными видами и загадочными мегаструктурами. А образы межзвёздного портала и путешествий через них напомнили о рассказе Рейнольдса «За Разломом Орла», который, к слову, был адаптирован в первом сборнике фантастических короткометражек «Любовь, смерть и роботы».