Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 3 апреля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1909 год. Иннокентий Анненский пишет стихотворение, ставшее шедевром русской и мировой поэзии
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
Эти гениальные строчки были рождены Анненским в Царском Селе ровно 115 лет назад — всего за 8 месяцев до смерти на ступенях Витебского (тогда Царскосельского) вокзала в Петербурге от разрыва сердца. Примечательно, что хоронили его не как поэта, а как генерала, действительного статского советника. В газетных заметках о нем поэзия вообще не упоминалась.
Первый сборник стихов И. Анненского «Тихие песни», увидевший свет в 1904 г., вышел под псевдонимом «Ник. Т-о». Александр Блок, прочитав его, назвал автора «многообещающим молодым поэтом». Не знал А. Блок, что дебютанту уже было неполных 49 лет.
Всю жизнь Иннокентий Федорович занимался преподавательской деятельностью. Десять лет был директором знаменитой Царскосельской мужской классической гимназии. Владея 14 языками, Анненский обучал гимназистов русскому и древним языкам, истории античной литературы и теории словесности. Среди его учеников — Николай Гумилев и Всеволод Рождественский.
«О его поэтических опытах в ту пору решительно ничего не было известно, — вспоминал еще один ученик Анненского, профессор Борис Райков. — Его знали лишь как автора статей и заметок на филологические темы, а свои стихи он хранил при себе и ничего не печатал… Мы, гимназисты, видели в нем только высокую худую фигуру в вицмундире, которая иногда грозила нам длинным белым пальцем».
И. Анненский перевел на русский язык все дошедшие до нас 17 трагедий Еврипида, многие произведения Горация, Гете, Мюллера, Гейне, Бодлера, Верлена, Рембо, Ренье, Сюлли-Прюдома, Лонгфелло. Его собственное творчество в большинстве своем увидело свет только после смерти автора и оказало огромное влияние на такие течения русской поэзии, как акмеизм и футуризм. Влияние И. Анненского прослеживается в стихах Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Георгия Иванова и многих других.
1922 год. На Пленуме ЦК РКП(б) генеральным секретарем партии избирается 43-летний Иосиф Сталин
Должность была введена в Секретареате ЦК и в тот момент рассматривалась как организационно-техническая, не имевшая политического характера. Кандидатуру Сталина предложил член Политбюро ЦК Лев Каменев по согласованию с Лениным, который ценил организаторские способности Сталина, но конкуренции с его стороны не боялся. «Если начнет зазнаваться — снимем его», — говорили они. Вскоре им всем пришлось пожалеть о своем выборе.
Придя на пост генсека, Сталин сразу же широко стал пользоваться методами подбора и назначения кадров через Секретариат ЦК и подчиняющийся ему учетно-распределительный отдел ЦК. Уже за первый год деятельности Иосифа Виссарионовича в качестве генсека учраспред произвел около 4 750 назначений на ответственные посты. И очень скоро Сталин, по определению Ленина, «сосредоточил в своих руках необъятную власть».
Подмяв под себя всю кадровую политику и расставив на важные посты нужных ему людей, Сталин гораздо позже, 4 мая 1935 г., выступая в Кремлевском дворце перед выпускниками военных академий, выразит свое кредо «чеканной» фразой: «Кадры решают все!»
1933 год. Минчанам начинают выдавать паспорта
Хрестоматийное стихотворение Маяковского о советском паспорте знал в СССР каждый школьник. Помните?
Я
достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
я —
гражданин
Советского Союза.
Казалось, паспорта в стране победившего социализма были всегда. Но это не так. Старт всеобщей паспортизации в СССР был дан только в декабре 1932 г. Граждане БССР стали получать их с весны 1933-го, причем первыми были минчане — 3 апреля соответствующее решение принял Минский городской совет. Потом наступил черед и других белорусских городов, и рабочих поселков.
В новый паспорт записывались основные биографические данные его владельца — фамилия, имя, отчество, дата рождения, а также национальность и социальное происхождение. Гражданин должен был всегда иметь свой главный документ при себе. Если же красной книжечки в карманах вдруг не обнаруживалось, человек платил большой штраф, а то и вовсе подлежал уголовному наказанию. Те, кто за паспортом в милицию не являлись, могли быть запросто уволены с работы без предварительного уведомления и всяческих выплат. Правда, паспорта в 1930-е годы выдавали не всем — например, для работников колхозов, военных заводов, шахтеров главным документом было специальное удостоверение.
Процесс паспортизации в БССР занял полгода и завершился 1 октября 1933 г. Лишь с 1974 г. паспорта в СССР стали получать абсолютно все граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста, в том числе и сельские жители.
1967 год. Одновременно в 53 московских кинотеатрах стартует показ фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
К тому времени забавный студент Шурик из «Операции «Ы» полюбился уже всей стране, и государство зарабатывало на кинопрокате огромные деньги. Окрыленные успехом, сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской написали продолжение приключений своего персонажа — «Шурик в горах». После многочисленных обсуждений и замечаний сценарий трансформировался в «Кавказскую пленницу» и за дело взялся Гайдай.
На съемочной площадке работалось легко. Режиссер поощрял импровизацию и творческую непокорность. Он подготовил для актеров ящик шампанского и за каждый придуманный трюк вручал бутылку. Юрий Никулин, например, был награжден таким призом за эпизод с почесыванием ноги, а Георгий Вицин — за сцену прививки Бывалого.
Фильм сняли в 1966 г., пробный показ имел огромный успех, однако картину долго не выпускали в прокат. Председатель Госкино Александр Романов, принимая «Кавказскую пленницу», бросил: «Только через мой труп!» Цензуре не нравилось все — шутки, песни, легкомысленность повествования, серьезность затронутых проблем. Было проще положить фильм на полку, нежели идти на поводу у критики и превращать яркую комедию в ее слабое подобие.
Картину спас случай. Однажды на дачу Брежнева нужно было доставить какую-нибудь свежую комедию. На свой страх и риск отправили забракованный фильм Гайдая. «Кавказская пленница» так понравилась Леониду Ильичу, что он за выходные пересмотрел ее несколько раз, показал жившим по соседству членам политбюро ЦК и, пересыпая свою речь репликами из фильма, поздравил по телефону председателя Госкино с очередной победой советского кинематографа. Фильму тут же был дан зеленый свет, причем лента вышла на экраны по высшей категории проката. За год комедию посмотрели 76 млн 540 тыс. человек.
На волне успеха предлагалось снять продолжение «Кавказской пленницы». Был готов и сюжет: товарищ Саахов в тюрьме становится руководителем лагерной самодеятельности, а выйдя после множества злоключений на свободу, надеется возобновить карьеру, но обнаруживает, что его должность заняла… Нина. Сценаристы были убеждены, что картина обречена на успех, но Госкино эти планы зарубило на корню.
2007 год. Французский электропоезд V150 из серии TGV устанавливает мировой рекорд скорости для обычных поездов — 574,8 км/ч, не побитый и сейчас
Скоростной рельсовый приоритет Франции держится с 1954 года! Лишь в 1988-м на него покусилась Германия: 1 мая в ходе одного из заездов опытный немецкий электропоезд ICE-V, служивший для испытаний высокоскоростных железнодорожных магистралей, разогнался до рекордных на то время 406,9 км/ч. Но уже в декабре того же года Франция вернула себе лидерство, превысив это достижение сразу на 75,5 км/ч.
Герой последнего скоростного достижения V150 собственно и создавался специально для установления рекорда. Этот опытный электропоезд был сформирован из двух головных моторных вагонов от TGV POS № 4402, который подвергли модернизации, и трех промежуточных вагонов от TGV Duplex. Моторные вагоны оборудовали более мощными тяговыми электродвигателями, из-за чего выходная мощность электропоезда возросла с 9,3 до 19,6 МВт, колеса заменили на новые с большим диаметром (1 020 мм вместо 920 мм), а для снижения воздушного сопротивления промежутки между вагонами закрыли. Кроме того, напряжение в контактной сети было поднято с 25 до 31 кВ.
Рекорд установлен на тогда еще не открывшейся магистрали LGV Est между Страсбургом и Парижем. Присутствовало огромное количество журналистов. Наружная трансляция исторической поездки велась с самолета Aérospatiale Corvette. Не исключено, что достижение французского электропоезда могло быть еще более впечатляющим, но, как позже признался управлявший им машинист Эрик Пьезак, он получил разрешение разогнать машину до скорости, не превышающей 575 км/ч.
Можно встретить утверждение, что указанный рекорд превзошли китайские и японские высокоскоростные поезда, но там речь идет об использовании принципа магнитной левитации — такой транспорт не едет по рельсовому пути, а летит над ним. Так что рекорд скорости для обычных (с колесами) рельсовых поездов все же принадлежит французам.
Что же до скоростей в повседневной эксплуатации, то здесь рекорд держат поезда китайской линии Пекин — Шанхай, которые развивают среднюю скорость 303 км/ч при максимально допустимой 350 км/ч.