Найти тему
Сделано в дебрях

Как козы приручили людей

- Ма-ма! Ма-ма! Мам! Ма-ма!

Маленькие козлята кричат совсем как маленькие человеческие дети. У меня-то всё внутри переворачивалось, а что чувствовала бы женщина, у которой недавно появился малыш? А которая потеряла своего малыша?..

А ведь у первобытных людей наверняка это случалось не так уж редко.

Считается, что козы стали первыми животными, прирученными человеком, но я думаю, что было как раз наоборот.

Примерно так:

Да нет, примерно так:

-2

В самом деле - с чего бы первобытным людям кого-то приручать? Они сами были дикими. Они сами кочевали по большой территории, как стадо коз, поедая все, что могли добыть - растения и животных. Случалось им добыть и козу, хотя не так уж часто, ведь это животное чуткое и прыткое, но попавшие в неприятности козы регулярно становились добычей людей, потому что не способны оказать серьёзного сопротивления. Обычно это происходило в сезон появления на свет козлят - не всегда окот происходит хорошо, да и новорожденные козлята ещё не могут бегать, и матери не хотят их бросать, так что сообразительные люди в это время конечно же прочёсывали местность, где могли бы скрываться козы с потомством.

И рано или поздно не могло не случиться так, что первобытные люди обнаружили козу, ослабленную неудачными родами, и рядом с ней новорожденного козлёнка. Им не было надобности тащить добычу домой, потому что у них ещё не было дома, так что племя просто расположилось на том же месте, где была найдена коза. Козленок путался под ногами, но никто не обращал на него внимания, всем было не до того - кому нужна маленькая "медуза" из кожицы и водянистых хрящиков, когда есть замечательная жирная туша взрослой козы.

-3

Люди радовались. А голодный козлёнок стал кричать.

А может, козу и нашли именно из-за его криков.

В те времена в любом человеческом стаде всегда присутствовали женщины с младенцами. И иногда - женщины, потерявшие младенца. Пожалуй, только такая и стала бы тратить свои силы на зверёныша, который отчаянно кричал "мама!" Этот крик разбивал ей сердце, ей казалось, будто бы это кричит её собственное затерявшееся в Вечности дитя, и она взяла козлёнка на руки, и приложила к собственной груди. Потом козлёнок свернулся калачиком, и заснул на руках, а женщина гладила его - он был такой маленький, теплый и мягкий, такой доверчивый, такой милый, что его не хотелось выпускать из рук. Поэтому когда другие люди предложили этого козлёнка съесть, женщина решительно воспротивилась. Заметив, что зверёныш утешает её горе, соплеменники оставили её в покое.

Козлёнок быстро развивался, и вскоре превратился в изящную молодую козочку, повсюду неотступно следующую за своей приемной матерью, а на ночлег устраивающуся спать прямо под боком. У неё появились острые зубки, и женщина перестала подпускать её к груди, но козочке это было уже не обязательно - она начала питаться травой и листьями. Она не претендовала на то, что было съедобно для людей, не мешала, и в то же время была очень забавной. С ней любили играть дети.

Через полгода козочка стала взрослой, и на её зов откликнулся дикий козёл.

Она принесла двух козлят - козочку и козлика, таких же милых, как она сама в детстве. Её хозяйка, которая уже снова держала на руках собственного ребёнка, была очень счастлива, представляя, как он скоро тоже станет играть с забавными козлятами. Соплеменники боялись даже заикаться о том, чтобы съесть козу-любимицу или её козлят. Впрочем, в тех краях, где не было зимы, первобытные люди почти не голодали, какая-то пища находилась всегда.

Однажды утром женщина обнаружила своего ребёнка пьющим козье молоко вместе с козлятами. Она созвала все племя, чтобы посмотрели на это чудо.

Вождь задумчиво поглаживал седую бороду - он был хоть и диким, но мудрым, дальновидным человеком, так что сразу оценил масштаб и перспективы произошедшего, но пока ничего не сказал.

Козлята выросли, коза и её дочь отгуляли с козликом, принесли по две козочки, и снова отгуляли с тем же козликом. Человеческие дети прикладывались к вымени наравне с козлятами, всегда были сытые и веселые, и все бы хорошо, но вот козлик стал агрессивным - бодал всё, что движется, в том числе и людей, и детей.

Из-за многочисленных жалоб вождь постановил: злого козлика - съесть, как дикого зверя, а всех коз - оставить и всячески оберегать, потому что от них существенная польза.

...

Мы все знаем продолжение этой истории. Мы сами - продолжение этой истории, ведь козы помогали людям и их детям выживать даже в плохие годы, и то племя, первым оценившее пользу коз, стало самым многочисленным и успешным, а значит, все мы являемся потомками тех людей, и той женщины, которая первая пожалела маленького козлёнка.

Потом, много лет (или веков) спустя люди догадались, что можно так же оставлять себе детёнышей и других пойманных животных, а вскармливали этих детёнышей тоже козы, которые и подарили человечеству эту замечательную идею благодаря своей сверхспособности - говорить "мама!"