Найти тему
кинопанорама

Александр Княжинский и фильм "Сталкер"

«Сталкер» пытались снять и Георгий Рерберг, и Леонид Калашников, но

только с Александром Княжинским картина смогла выйти в свет.

С Рербергом картина была снята до конца, но крест на материале поставил

брак пленки. Съёмка проводилась на раритетную в советском союзе Kodak

5247, по словам Рерберга брак произошел из-за качества конкретной партии

и нарушения технического процесса проявки. Тарковский же утверждал, что

Рерберг не провел тесты пленки перед съемкой, что вылилось в последующий

брак.

С Калашниковым же Тарковский не сошелся по творческим соображениям.

Он увидел в нем «профессионала, но не более». В итоге Калашников

отказался работать, а фильм вновь закрыли.

Нельзя сказать, что все трудности были зря, благодаря двум остановкам

производства киноленты, Тарковский кардинально переписал сценарий

вместе с братьями Стругацкими и уже в третий раз приступил к съемкам, в

сотрудничестве с Княжинским. В этот момент можно сказать, все звезды

сошлись и родилось великое произведение – «Сталкер», которое сам

Княжинский считал своим главным достижением.

Аркадий и Борис Стругацкие
Аркадий и Борис Стругацкие

Операторское решение фильма во многом продиктовано режиссером, так как

общий стиль этого фильма похож на остальные работы Тарковского, с

длительными кадрами, сложными мизансценами, размеренным

медитативным темпоритмом. Средняя длина кадра в фильме составляет 63,8

секунды. Но и фильмы за авторством Княжинского практически всегда

отличаются этими же свойствами. Можно сказать, что два мастера идеально

сочетались в работе, после «Сталкера» Тарковский характеризовал

Княжинского как «идеального оператора», а работу с ним называл «лучшим

временем своей жизни».

-4

Как пример можно вспомнить сцену с монологом сталкера о музыке, которая

удивляет своей игрой с пространством и окружением. Второй механик

фильма Сергей Бессмертный описывает ее так:

«Между рельсами, на которых стояла тележка с камерой лежало зеркало,
на нем из мха и песка был выложен натюрморт, напоминающий пейзаж с
высоты птичьего полета, причем зеркало было похоже на поверхность
водоема, в котором отражается небо. Камера, глядя на этот вид сверху,
проплывала над ним, переходила на воду и, поднимаясь, выходила на
реальный пейзаж с рекой».

Княжинский использовал одну из первых систем стабилизации Steadicam,

которая была завезена в СССР. C ее помощью он снимал сцену проезда на

дрезине, где панорамировался по персонажам, одновременно сопровождая

их на телеге. Длина кадра превышает три минуты, в этом и заключалась его

главная сложность, невозможно было проложить столько рельс для

операторской тележки, поэтому съемка проводилась на Stedicam, который

позволял смягчить тряску при проезде, обеспечивал плавное движение и

паноромирование. Вся сцена решена однокадрово с панорамами по

персонажам. Съемка же «Сталкера» велась на камеру КСН (советскую копию

Mitchell NC), и практически весь фильм был снят трансфокатором Cooke

Varotal 20-100mm, Т3.1.

Интересно и цветовое решение картины, реальный мир, где сталкер чувствует

себя чужим и потерянным решен в черно-белой гамме. Территория зоны, где

главный герой чувствует себя более свободным, цветная, а его сон выполнен в

сепии, как переходное состояние. Режиссер и оператор были настолько

дотошны к цветовому балансу картины, что многие кадры готовились днями, с

деревьев срывались листья, потом приклеивались обратно, трава

перекрашивалась, а натюрморты выкладывал сам Тарковский. «Отнюдь. Мы в

самом деле красили траву, деревья… Но, представьте себе, делали это с

истинным удовольствием. Красили серебрянкой.

«Паутину» изобретали, чего только не выдумывали. И кадр выстраивался удивительно.»

Несмотря на использование цветной пленки при съемке самой Зоны, Зона

ощущается гнетущей, если натура и воспринимается «свободной», то

бесконечные тоннели и помещения, в которых воздух наполнен гнилостью и

смрадом, вода ржавая от ветшающих железяк, давят на персонажей. И сама

материя фильма - время, тянется за героями так же плавно и гнетуще, как

длинные панорамы и проезды.

Кино - это сон, не дай бог, не дай бог там сделать какой-то кадр, похожий на
жизнь. Все должно быть по другому, не дай бог сделать что то реальное.
Все должно быть немножко смещено, все должно быть придумано. - из
интервью Княжинского