Найти в Дзене
Мандаринка

Дочки- матери

- Алиса, что ты там делаешь так долго?! – Валентина постучала в дверь ванной, – Ты не одна! Мне тоже нужно умыться! - Да знаю я! – проворчала Алиса, 17-летняя студентка колледжа, – Уже выхожу! Подожди секундочку! Валентина Валерьевна вздохнула: дочь никогда не отличалась лёгким характером, а в последнее время и подавно… Они всё время ссорились, ругались и выясняли отношения. Женщина думала, что, уехав из родного посёлка, Алиса успокоится и образумится, но этого явно не наблюдалось… …- Мама, я не буду учиться в нашем техникуме! – заявила Алиса категорично, – Я не хочу оставаться в этом захолустье! - В каком захолустье?! У нас прекрасный посёлок городского типа! Всё, необходимое для жизни, здесь есть! Чего тебе не хватает?! – пожала плечами Валентина, – И техникум прекрасный: отучишься на проводницу, как ты и планировала… - Мне не хватает простора, не хватает городской суеты! Я хочу жить в городе! Всегда хотела! Поэтому и поступать я буду в районном центре! – безапелляционно прог

- Алиса, что ты там делаешь так долго?! – Валентина постучала в дверь ванной, – Ты не одна! Мне тоже нужно умыться!

- Да знаю я! – проворчала Алиса, 17-летняя студентка колледжа, – Уже выхожу! Подожди секундочку!

Валентина Валерьевна вздохнула: дочь никогда не отличалась лёгким характером, а в последнее время и подавно… Они всё время ссорились, ругались и выясняли отношения. Женщина думала, что, уехав из родного посёлка, Алиса успокоится и образумится, но этого явно не наблюдалось…

…- Мама, я не буду учиться в нашем техникуме! – заявила Алиса категорично, – Я не хочу оставаться в этом захолустье!

- В каком захолустье?! У нас прекрасный посёлок городского типа! Всё, необходимое для жизни, здесь есть! Чего тебе не хватает?! – пожала плечами Валентина, – И техникум прекрасный: отучишься на проводницу, как ты и планировала…

- Мне не хватает простора, не хватает городской суеты! Я хочу жить в городе! Всегда хотела! Поэтому и поступать я буду в районном центре! – безапелляционно проговорила Алиса, – На проводницу, кстати, я учиться передумала. Пойду в колледж на гостиничное дело. Мы с Машкой Илларионовой вместе поступать будем!

- Ну, конечно! Придумала! Тебе едва исполнилось 16 лет, а я тебя должна в город одну отпустить?! – возмутилась Валентина, – Даже и не мечтай!

- Не одну: с Машкой! – повторила Алиса.

Она привыкла добиваться своих целей. Особенно, если была в этом лично заинтересована. Девочка хорошо знала слабые стороны матери и умело ею манипулировала.

- Ты думаешь только о себе! – рыдала спустя пару дней Алиса, – Хочешь, чтобы я навсегда осталась в этой глуши! Чтобы была рядом с тобой! Тебя ведь совершенно не волнует то, что здесь нет никаких перспектив! Я здесь зачахну!

- Алиса, не выдумывай! Учись – и будут тебе перспективы! Ты же хочешь, чтобы тебе миллион просто на голову упал, а делать для этого ничего не хочешь! И здесь, у нас, можно жить, припеваючи! – отмахивалась Валентина, – Зачахнет она…

- Конечно! Вот, например, как ты: всю жизнь вкалываешь, чтобы кое-как сводить концы с концами! У нас нет ни машины, ни квартиры – сколько лет уже живём на съёме! Что тебе мешает всё здесь бросить и переехать в большой город?! Там же совсем другие перспективы, другие возможности! – проговорила Алиса, – Мы бы в разы лучше жили!

- Дочь, в большом городе жить сложно. Здесь я квартиру снимаю у родственников, за коммунальные платежи. И то, ты права, ничего лишнего мы себе позволить не можем. А там другая жизнь, другие деньги… Я сама не выкрутилась бы…

- Так бы и сказала, что боишься что-то менять в своей устоявшейся жизни! – нахмурилась девочка, – Сидишь здесь, в этой рутине, и мне предлагаешь свою жизнь точно так провести: в серости и унынии! А я не хочу! Я жить хочу по полной, понимаешь?!

В конце концов, Алиса, как, в принципе, всегда, убедила мать в том, что всем будет лучше, если она поедет учиться в город. Конечно, те же самые колледжи и техникумы были и в их посёлке, но… Алиса ведь ехала не столько учиться (учиться она никогда не любила и не хотела, еле-еле окончила 9-й класс), сколько устраивать своё будущее. А оно, как считала девочка, никак не было связано с успехами в учёбе: Алиса была красоткой и считала, что её внешность поможет ей устроиться в жизни.

Районный центр встретил Алису суетой и многолюдностью. Здесь было, куда сходить и где погулять, но для этого нужны были деньги и время. Ни того, ни другого у Алисы не было. Денег мать давала строго на проезд и на продукты, а в общежитии, где поселилась девочка, комендант и воспитатель строго следили за тем, чтобы в 21.00 все воспитанники уже были на месте. Алиса была возмущена до предела: её жизнь в большом городе вновь была поставлена в чёткие рамки! К тому же приходилось ещё и учиться: в колледже было строго с прогулами, а плохие оценки приходилось отрабатывать. Как бы там не было, а возвращаться домой Алиса не хотела, поэтому приходилось напрягаться…

Если Алисе новый этап не слишком понравился, то её мать, Валентина, вздохнула с облегчением. Все эти годы она была занята исключительно заботой о дочери: ребёнка Валя родила от женатого мужчины, который дочь не признал. Соответственно, алименты не платил. Одно время Валентина и Алексей были любовниками, но об этом узнала жена мужчины, и их отношения прекратились. Валя узнала, что беременна уже спустя несколько недель после разрыва. Алексей сказал, что не собирается платить на чужого ребёнка: мол, нагуляла она его уже после их расставания. Валентина была гордой девушкой и не стала что-то доказывать, делать тест ДНК и подавать на алименты. Хотя иногда, когда становилось особенно тяжело, думала, что зря не сделала этого: так бы Алексей был вынужден платить алименты на Алису… Бедная, но гордая Валентина снимала квартиру и работала в службе такси диспетчером: у неё не было образования, чтобы подобрать более денежную профессию. Она в своё время, как и Алиса, не хотела учиться: думала, что весь мир будет у её ног. Действительно, Валентина, как и Алиса, была очень красивой. Однако особого счастья её красота ей не принесла. «Ты просто не умеешь пользоваться своими внешними данными!» – как-то заявила Вале её подруга, которая поменяла уже нескольких обеспеченных любовников. Кто-то из них купил ей квартиру-студию, кто-то – иномарку, кто-то – свозил на курорт… Валентине первый же обеспеченный любовник «подарил» незапланированную беременность… Поэтому к подобным «заработкам» молодая женщина относилась скептически…

Замуж Валентина так и не вышла. Сначала ей было не до этого: она «отходила» от прошлых отношений. Алексея Валя любила, поэтому расставание с ним и его отношение к их дочери было для неё особенно болезненным. Потом молодая женщина боялась, что новый муж не примет её дочь, а её капризная дочь – его. А позже, когда Алиса подросла, она уже привыкла быть центром жизни матери, и была категорически против появления в их жизни кого-то третьего.

- Мама, я не хочу, чтобы он приходил в наш дом! Он мне не нравится! – заявила 7-летняя Алиса, когда мать попыталась познакомить её со своим знакомым, который за ней настойчиво ухаживал, – Я не хочу! Я его ненавижу! Я не буду тебя любить! – девочка топала ногами, кричала и билась в истерике. Естественно, отношения с Игорем долго не продлились…

Когда Алисе было 10 лет, Валентина снова решила попытать счастья. Она начала встречаться с таксистом из их фирмы.

- Выбирай: или он – или я! – заявила Алиса матери непосредственно во время знакомства с Артёмом.

Валентина, которая устала тянуть всё на себе и хотела, естественно, простого женского счастья, попыталась объяснить дочери свои чувства, но та ничего не хотела слушать.

- Если он придёт в наш дом: я отсюда уйду! – заявила девочка.

Валентина не решилась пойти против воли дочери. Отношения с Артёмом постепенно сошли на нет…

Когда Алисе было 13-ть лет, у Валентины снова появился ещё один воздыхатель. Красивый, заботливый, понимающий… Валентина и Максим почти 2 года встречались на нейтральной территории. А потом женщина просто привела его в дом и представила дочери, как своего будущего мужа, сказав, что он будет жить с ними. То есть, поставила Алису перед фактом. На её угрозы уйти ответила, что держать никого не будет: Валентина понимала, что дочь блефует. Тогда Алиса пошла другим путём. Она сделала вид, что смирилась. Даже мило улыбалась Максиму в присутствии матери. Настолько мило, что на праздновании 15-летия дочери Валентина застала Максима целующегося с её дочерью. Того, что Алиса сама вытащила мужчину танцевать и сама припала к нему с поцелуем, увидев входящую в комнату мать, Валентина не учла и не заметила. Максим был изгнан из её жизни навсегда. А Алиса – довольна и счастлива тем, как удачно всё складывалось…

… Валентина встретилась с Артёмом снова совершенно случайно: в очереди на кассу в супермаркете. Тогда уже Алиса уехала в районный центр учиться, и ничего не мешало женщине согласиться на ни к чему не обязывающее свидание. Во время этого свидания выяснилось, что Артём так и не женился: у него были отношения, но не сложилось. Мужчина теперь работал на себя: у него была небольшая СТО. Была у Артёма и собственная квартира, куда и переехала Валентина, когда Алиса перешла на второй курс колледжа… Девочка, конечно, не была в восторге от всего происходящего:

- Тебя нельзя оставлять одну ни на минуту! – возмутилась она, когда мать только рассказала ей о том, что снова встречается с Артёмом, – Всё норовишь замуж выскочить!

- Ты хочешь, чтобы я всю жизнь прожила одна?! – спросила Алису Валентина, – Ты ведь, как я понимаю, вряд ли сюда вернёшься. У тебя своя жизнь, своё будущее. А мне что делать?! Тем более, Артём достаточно обеспеченный мужчина по местным меркам. Он поможет мне тебя учить. Да и квартира у него в собственности есть, трёхкомнатная, от родителей досталась…

- Всё это, конечно, хорошо! – кивнула Алиса, думая о чём-то своём, – Только, ради Бога, братика или сестричку мне не родите!

Валентина покраснела. Она, конечно, не собиралась рожать от Артёма. По крайней мере, сейчас. Хотя детей у него не было, и он не раз уже прозрачно намекал Вале, что хотел бы малыша. Женщина делала вид, что намёков не понимает: она не хотела больше детей. Алисы ей хватало сполна. Мужчине она сказала, что не может родить по состоянию здоровья. Пока он не настаивал на обследовании. А потом, лет через 5, Валентина просто скажет, что уже поздно. На данный момент ей было 35…

Алиса приезжала домой не часто. Первый год, конечно, почти каждые выходные. Но уже к концу первого курса поняла, что гораздо проще получить от матери денежный перевод на карту и остаться на выходные в городе, чем ехать домой и проводить эти дни в их скучном посёлке… Встречи матери и дочери стали реже. На втором курсе – ещё реже. А на третьем Алиса и вовсе практически не приезжала домой. Разговоры по душам между матерью и дочерью сошли на нет. Если раньше Валентина знала, чем живёт её дочь, то сейчас не имела ни малейшего понятия: знала только то, что говорила ей сама Алиса. Этому способствовало и то, что девочке, наконец, сняли отдельную квартиру.

Этого Алиса добивалась долго и настойчиво. Изначально Валентина была категорически против: в общежитии были воспитатель и комендант, которые отвечали за детей. То есть, Алиса возвращалась домой вовремя и не шлялась нигде по ночам. Здесь всех будили на занятия, то есть девочка не прогуливала и даже кое-как училась… А если возникали какие-то вопросы, то у коменданта и воспитателя были номера телефонов родителей всех воспитанников…

Съёмная квартира давала Алисе больше свободы, а Валентине – больше проблем. Однако Алиса умела манипулировать матерью…

- Ты, значить, можешь жить там, где ты захочешь! Я ведь не была против того, чтобы ты переехала к Артёму! – нахмурилась Алиса.

- Конечно! А почему тебе быть против?! У тебя здесь отдельная комната, тебя никто не трогает! За деньги Артёма ты ешь и одеваешься! Ещё бы ты была против! – покачала головой Валентина.

- Это здесь ни причём! – скривилась Алиса, – Мам, мне 17 лет. И я хочу жить по-человечески! Мы с Машкой, одноклассницей моей бывшей, квартиру снимать решили. Она нормальная, учится хорошо. Ты же знаешь, я с ней ещё на со школы дружу. Надоело мне в общежитии жить! То воды горячей нет, то тараканы… То музыку кто-то ночью включит… Мам, я тоже комфорта хочу! Я уже на третьем курсе – ничего со мной не случится!

- Я бы не стал так рисковать! – пожал плечами Артём, когда Валя рассказала ему о разговоре с дочерью, – Твоя Алиса – девушка своеобразная. Не боишься, что она в свои 17-ть лет загуляет или в подоле принесёт?!

- Тём, о чём ты говоришь! Алиса знает, чего она хочет! А хочет она жить в городе, не напрягаясь особо. Ребёнок точно не входит в её планы. Современная молодёжь не так глупа, как мы когда-то…

В конце концов, Алиса добилась-таки своего: Валентина сняла ей квартиру недалеко от колледжа. Оплачивал жильё, конечно же, Артём… Теперь дома девушка появлялась ещё реже…

… - Алиса, что ты там делаешь так долго?! – Валентина постучала в дверь ванной, – Ты не одна здесь живёшь!

- Да знаю я! – проворчала Алиса, – Уже выхожу!

Валентина вздохнула: дочь приехала на каникулы, уже завтра она уезжала, а они так толком и не пообщались. Всё время Алиса просидела в своей комнате, воткнув в уши наушники. Даже за стол со всеми не садилась…

- Тебе не кажется, что с Алисой происходит что-то странное? – как-то завёл разговор Артём, – Эти её необъятные балахоны, капюшон на глазах, нежелание разговаривать… Кстати, она поправилась знатно… Она не беременна?!

Валентина едва не поперхнулась чаем.

- Я что, по-твоему, беременность дочери не замечу?! – воскликнула она. И тут же задумалась.

Ведь, действительно, последний раз Алиса приезжала домой ещё 2 месяца назад. Она всё время находила какие-то отговорки, чтобы не ехать: то к зачёту нужно готовиться, то пары в субботу, то заболела… На каникулы девушка приехала лишь потому, что в съёмной квартире меняли окна и попросили её съехать на неделю. Валентина до этого общалась с дочерью по видеосвязи, подвоха не замечала. А тут… Алиса никогда не любила балахонов – носила вещи по фигуре, короткие юбки и узкие джинсы…А теперь только необъятные худи и носила, хотя на улице и дома было тепло. Валентина, действительно, ни разу за всю эту неделю не видела дочь в пижаме или в футболке, хотя в квартире было жарко… Алиса не выходила к столу, старалась как можно меньше пересекаться с матерью: сидела безвылазно в своей комнате…

- Не может быть! – в ужасе покачала головой Валентина, – Этого просто не может быть! Ей же всего 17 лет!

Алиса лежала на кровати, укрывшись одеялом с головой, не снимая наушники…

- Что ты хочешь?! – грубо встретила мать Алиса, – Я занята! Выйди отсюда, пожалуйста!

- У меня к тебе всего одна просьба: встань, пожалуйста! – тихо проговорила Валентина.

- Зачем?! – подозрительно прищурилась Алиса, – Не хочу! Не хочу и не буду! Выйди отсюда!

- Алиса, встань, пожалуйста! – повторила Валентина, – Мне кажется, ты… Ты беременна?!

- Не твоё дело! – грубо ответила девушка и отвернулась.

- Не моё?! Ты ведь несовершеннолетняя! Как это – не моё?! Так это правда?! – кричала Валентина.

- Да! Да, правда! – Алиса вскочила, и сняла худи, бросив на пол, – Смотри, раз хотела! Хороша мать, нечего сказать! Не заметила, что дочь беременна! Я так бы и родила, а ты ничего и не узнала бы!

Валентина с ужасом рассматривала заметно округлившийся живот дочери.

- И какой срок? – тихо спросила она, – Кто отец?! Почему ты ничего не говорила?! Что делать дальше собиралась?! Думала, что само рассосётся?!

- Ничего я такого не думала, – вздохнула Алиса, – Срок уже нормальный – 6 месяцев, скоро 7. Аборт я сделать просто не успела: поздно поняла, в чём дело. «Сорвать» беременность не получилось… Отец его, – Алиса указала на живот, – исчез в неизвестном направлении, когда узнал о беременности… Вот такая история… Мне просто не повезло…

- Алиса, почему ты об этом мне сразу не сказала?! Что ты собиралась делать?! – ошарашено спросила Валентина, – Ведь скрывать вечно нельзя: скоро родится ребёнок!

- Я ведь говорила тебе, что работу на лето нашла… Вернулась бы в город… Мне рожать в августе. Родила бы… А в сентябре дальше учиться пошла бы…

- В смысле?! А ребёнок?! – переспросила Валентина.

- А что ребёнок?! Нужен он мне в 17-ть лет! Кому он нужен?! Я не хочу этого ребёнка. Никогда не хотела… – тихо проговорила Алиса.

- Ты хотела оставить его? – чуть слышно спросила Валентина.

- А что?! Лучше вот так, как ты меня, в нищете и безденежье воспитывать?! Думаешь, он мне потом спасибо скажет?! Да, я решила оставить его в роддоме. Так всем будет лучше. Жаль, что ты теперь обо всём знаешь…

- Почему? – задала вопрос Валентина.

- Ты вечно всё усложняешь! – пожала плечами девушка, – А теперь можно, я посплю?! Устала… Оставьте меня в покое!

Валентина вышла из комнаты дочери. Руки её дрожали, по щекам текли слёзы. Она сама была в шоке от того, что воспитала такую бездушную дочь…

- Ты оказался прав, – тихо сказала Валентина мужу за ужином, – Что мы теперь будем делать?

- Для начала поженимся, – вздохнул мужчина, – в некоторых моментах это важно… Я считаю, что Алису нельзя отпускать в город. Пусть рожает дома. Мы не должны ей позволить бросить ребёнка. Она просто не осознаёт ещё, о чём говорит.

Валентина с мужем спорить не стала. Однако в том, что дочь чего-то там не осознаёт, она сомневалась: Алиса всегда отлично понимала, что она делает и для чего. Насильно мил не будешь, как говорится… Даже если они заставят её забрать малыша, станет ли она ему матерью?!

Алиса даже не слишком упиралась, когда мать сказала, что та останется дома и рожать будет здесь. Единственное, девушка старалась не выходить из дома, чтобы её никто не видел беременной. «Я не хочу, чтобы меня видели такой!» – говорила она. Валентина не спорила.

Перед самыми родами состоялся серьёзный разговор между матерью и дочерью.

- Я не хочу этого ребёнка! Я напишу отказ! – твёрдо произнесла Алиса.

- Дочь, ты не можешь так поступить! Это же твой родной малыш! – уговаривала дочь Валентина. Она понимала, что дочь давно приняла решение: Алиса так и не стала на учёт, она, вообще, ни разу не посетила женскую консультацию, – Мы поможем тебе, я помогу! – обещала Валентина дочери, – Только не бросай ребёнка!

Алиса забрала-таки сына домой. Как ни странно, он родился здоровым и спокойным мальчишкой. И Валентина, и Артём любовались младенцем. Только Алиса отказалась к нему подходить.

- Кормить я его не буду! – заявила Алиса, – Покупайте смесь! И уберите его кроватку из моей комнаты!

- Но это же твой сын! – снова обратилась к дочери мать.

- Вы хотели, чтобы я его забрала. Я это сделала. Родила и забрала этого ребёнка. Но он мне как не был нужен, так и не нужен сейчас! – повысила голос Алиса, – Не нужен вам – я отнесу его туда, где взяла!

Алиса ушла в свою комнату, громко хлопнув дверью.

- Так и не получилось… – вздохнула Валентина, – Материнский инстинкт у неё по-прежнему крепко спит… Не доросла она, чтобы матерью быть…

Спустя неделю Алиса уехала в город: начинался учебный год. Кирилл, так назвали мальчика, остался с Валей и Артёмом. Молодая мать не спешила приезжать даже на выходные. В конце концов, стало ясно, что она не изменится: малыш остался для неё чужим…

Через год Валентина и Артём официально оформили над Кирюшой опеку. Алиса уехала в столицу: теперь её дома ничто не держало...

Автор: Ирина Б.