В нашем обществе, особенно в педагогической части, многие десятилетия практикуется принцип эффективности наказания. Якобы наказание – эффективный способ изменить поведение ребенка. То есть, родитель/учитель/тренер должен быть строгим, порой грозным, а ребёнок должен знать, что в руках у взрослого кнут. Страх наказания должен удерживать ребенка от определенных поступков.
На деле наказание не может изменить поведение ребенка. Прежде всего потому, что страх наказания стимулирует лишь один тип поведения: избегание наказания. То есть, ребенок не понимает, как было бы лучше и почему, он просто делает все, чтобы наказание больше не повторилось.
Наказание в лучшем случае поможет исключить неприемлемые формы поведения. То есть можно стимулировать, чтобы ребенок чего-то не делал. Но невозможно стимулировать что-то делать.
В одном из исследований экспериментаторы принесли в три группы детского сада по большой надувной кукле. В первой группе было сказано: «Играйте с этой куклой». Во второй: «Играйте с куклой, но не бейте ее». И, наконец, в третьей говорили: «Играйте с куклой, но ни в коем случае, не бейте ее. Кто будет бить, того накажем». Затем взрослые уходили, оставляя детей наедине с куклой.
Что же происходило в группах? В первой дети мирно играли, во второй играли, изредка проявляя агрессию по отношению к кукле. В третьей же группе дети начинали яростно колотить куклу, как только убеждались, что взрослые ушли.
Вам этот пример ничего не напомнил?
Практика управления детьми с упором на наказание сказывается отрицательно. Например, ребенок, избегающий встреч с «грозным» отцом, вряд ли поделится с ним неудачей, трудностью или провалом. Он будет скрывать все это или приукрашивать реальность. А проблемы и трудности так и останутся (вместе с ощущением бессилия и страха).
Кроме того, угроза наказания приводит к значительным психологическим проблемам у детей. У ребенка растет чувство неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию, возникает так называемый эффект «туннельного восприятия», когда мысли сосредоточены только на источнике страха.
Когда говоришь об этом с родителями, они возрождают:
- А как иначе? Как, например, отучить ребенка опаздывать?
Интересно? Если да, продолжу тему в следующем посте.