Закончив все подготовительные работы, оставалось только сидеть и ждать часа Х, который был назначен на утро 7 июня 21 года.
Машины бетономешалки должны были прибывать одна за одной через каждый час. Я, мой папа и нанятый мной помощник, собрались в 8 утра и начали обсуждать предстоящую работу. Человек этот уже имел дело с заливкой бетона, в отличии от меня с отцом, и оценив мою опалубку и арматурную сетку успокоил меня, сказав что выглядит всё основательно и крепко. Рассказал пару историй как им привезли однажды бетон, вылили его в одну кучу, и они с другими ребятами скорей скорей его пытались раскидать по площади цеха. Но это не удалось и к середине дня они уже отбивали кусок за куском...
И вот в разговорах, разобрав забор из шифера, что скрывал мою стройку от посторонних глаз, мы увидели первую машину. Напомню, что участок находится на песчаном грунте, и рядом достаточно большой уклон с плывуном внизу, я всё боялся что машина может застрять как и та, что привозила щебень. Но водитель получил мои инструкции, которые я передавал их начальнику и заехал с другого края, по соседней улице, где насыпан щебень и увязнуть нельзя.
После того как водитель приготовился уже подъезжать и выгружать первую машину, меня начали уговаривать разбавить бетон водой. Я сначала сопротивлялся, наслушавшись в интернете о том, что бетон из-за этого сильно теряет свои характеристики, но когда по лотку начали падать комки, а не течь "бетонное молочко", как я ожидал, мне пришлось сдаться. Мы немного разбавили бетон и дело сразу пошло резвее. Я помню из курса материаловедения, что мы проходили в университете, что бетон должен держать форму и какой конус усадки имеет определенная марка, но в живую марка м300 оказалась очень густой. Причем нельзя было мешкать, в бетоне были добавки увеличивающие скорость застывания и прочие...
Итак мы начали заливать бетон с центральной полосы ленты фундамента в стороны, примерно на половину высоты этой ленты, то есть по 20 см. Отец вибрировал бетон, тот охотно давал усадку и пузыри. И вот когда мы дошли до первой боковой стенки опалубки, вылезли ошибки неправильного закрепления нижней части опалубки. Её начало давить. Бетон оказывает огромное давление, особенно при вибрировании это проявляется сильнее.
Закончив принимать первую машину, я бросился исправлять сделанное, подсыпать землю и опускать подпорки к низу, но бетон уже затвердел. Кирилл, наш главный помощник и отчасти руководитель процесса, сказал: "Да возьмешь потом у меня перфоратор и отобьешь лишнее." Так я в дальнейшем, через год, и сделал.
Первую машину мы выгружали не менее часа, и ждали вторую машину еще минут 20.
Пока ждали вторую машину, надо было доработать жёлоба, подбить линолеум где он оторвался. Один лоток оказался хуже другого, и мы его полностью исключили из работы. Оставили только два - короткий и длинный.
Вторую машину мы разбавили водой уже чуть сильнее. Ошибки с первой партией и компромисс с разбавлением бетона давили на моё сознание перфекциониста, я летал как электровеник и пытался всё успеть. Усталость как моральная так и физическая начали сказываться. День только начался, а я уже понял, что если бы не Кирилл, то вряд ли бы мы приняли эти три машины к концу дня и остались бы целы.
И вот вторая машина разгружена, водитель моет бак и спрашивает, куда вылить остатки. Разрешаю ему сделать это на дорогу перед домом, но он выливает остатки смеси напротив соседского дома у их кучи травы и прочего мусора, что надо сжечь. На следующий день сосед, который был обижен тем, что я не разрешил прокладывать дорогу перед моим домом, пришел и попросил убрать весь щебень, что водитель вывалил у их кучи. Я был только рад, щебень, хоть и грязный, пошел на засыпку септика :)
Тем временем приехала третья машина, а я вижу, что как то еще подозрительно много заливать, а машина то всего одна осталась. Мы разбавили бетон водой, но в этот раз Кирилл уже давал знаки водителю, мол ещё жиже делай. Я уже не сопротивлялся. И третья партия хлынула в самый дальний угол фундамента, где будет терраса, и даже вымыла один угол примыкания опалубки.
У нас протечка!
Крикнул наш шеф, и я уже подготовленный к такому сценарию, но надеющийся, что он не произойдет, быстро бросился заделывать пробоину. Так мы потеряли еще небольшую часть бетона. Совсем немного, литров 15, которые я лопатой забросал обратно. Но расчет всё равно оказался не верным. Третья машина пуста, а угол будущей кухни размером 2 на 4 метра недозалит сантиметров на 15-20!
К тому моменту уже отказал вибратор для бетона (как потом сказали в сервисе, перетерся проводок в кнопке, такое у этой модели постоянно), и отец помогает нам лопатами грести смесь в дальний угол опалубки террасы. Мы достаём и заводим свою бетономешалку. Я говорю Кириллу что теперь будем доливать бетон сами, солнце высоко и делать работу надо до конца. Мы начинаем мешать первую партию, вторую... Уже почти кончается цемент. Я еду покупаю 4 мешка и приезжая к дому вижу, что на часах 5 вечера. Говорю нашему помощнику собираться домой. Тот без вопросов бросает всё и идет переодеваться. Я отвожу его, и у дома плачу ему сверху ещё от оговоренной суммы. Он действительно пахал как лошадь и не растерялся в трудную минуту, помогал как мог. Человек заслужил. Спасибо тебя, Кирилл))
Итак, к концу дня, приехав снова к дому, я вижу что отец уже закончил мешать бетон в бетономешалке и заливать его в оставшийся угол. Правда смесь уже идёт 1 цемента к 5 песка и состав вряд ли дотягивает даже до м200. Но мне как то всё равно. Хоть и заказывал я м300... Я иду вставлять оставшиеся анкера для фиксации каркаса дома к фундаменту. Не все они вставляются, где то состав затвердел, решаю просверлить под них дырки перфоратором потом, как буду сбивать распёртый фундамент.
Накрываем всё пленкой, что бы избежать испарения лишней влаги. Уже местами можно ходить по готовой поверхности. Мы моем и убираем инструмент, собираем обратно забор.
Так насыщенно прошёл этот день, после которого я дал себе небольшой отдых, и затем занялся снова бетоном, но немного другим... Об этом расскажу в следующей статье.
Спасибо что прочитали до конца. Подписывайтесь!