В начале 20-х годов прошлого века Советская Россия и Веймарская республика в результате революционных потрясений и последствий Первой мировой войны находились в мировом сообществе на положении изгоев. Однако они активно стремились к сотрудничеству друг с другом, что требовало надежной и быстрой связи. Но поездка из Москвы в Берлин по железной дороге занимала более четырех суток. Поезда шли через Польшу, и крайне негативное отношение польских властей как к Германии, так и к Советской России значительно осложняло погранично-таможенные формальности.
Поэтому в 1921 году Совет Народных Комиссаров РСФСР предложил Германии наладить регулярное воздушное сообщение между Москвой и Кенигсбергом с последующим расширением до Берлина. С этой целью было создано совместное советско-германское авиатранспортное предприятие Дерулюфт (или Дерулуфт) - Deutsch-Russische Luftverkehrs A.G., Deruluft, Российско-германский авиационный транспортный союз.
1 мая 1922 года авиапредприятие запустило свою первую авиалинию Москва — Смоленск — Ковно (ныне Каунас)— Кенигсберг, по которой перевозились почта и пассажиры. Самолеты общества имели опознавательные знаки на крыльях и корпусе в виде букв RR (Российская Республика), изображения герба РСФСР и надписи «Собственность Росс. Социал. Фед. Сов. Республики».
Дерулюфт считался одной из первых авиакомпаний мира, осуществлявших устойчивые регулярные воздушные перевозки. Кроме того, у Дерулюфта была самая протяженная беспересадочная дистанция в 820 км между Смоленском и Кенигсбергом.
3 мая 1922 года газета "Известия" писала:
Воздушное сообщение Москва - Берлин
Прилет первого аэроплана
30-го апреля, в 7 час. 45 мин., на Ходынском аэродроме опустился первый самолет эскадрильи, предназначенной для обслуживания линии воздушного сообщения Москва-Берлин.
Эскадрилья в составе 10 аэропланов приобретена воздушным флотом РСФСР через посредство Наркомвнешторга в Германии у фирмы "Фоккер", ныне обосновавшейся в Амстердаме (Голландия), но во время войны оборудовавшей свои заводы в Германии для снабжения германской армии своими самолетами - истребителями, вскоре получившими мировую известность.
Первый "Фоккер" прибыл на Ходынку под управлением германского летчика гр. Юста, которого присутствовавшие на аэродроме представители воздушного флота, местной германской колонии и публика приветствовали восторженными овациями.
Лимузины "Фоккер" F.III рассчитаны на перевозку шести пассажиров не считая летчика и механика-моториста. Для пассажиров оборудована комфортабельная каюта. Мотор работает с глушителем и нисколько не мешает разговору летящих. Максимальная скорость, развиваемая самолетом при полной работе мотора, доходит до 200 километров в час, обычная скорость в полете - 160-170 километров в час.
Емкость бензиновых баков позволяет взять в полет такое количество горючих веществ, которое даст самолету возможность пройти без спуска расстояние в 1.000 километров.
По условиям Версальского договора Германия лишена права организовывать линии воздушных сообщений вне своей территории, в международном масштабе. Таким образом, вся эскадрилья Москва-Берлин является собственностью Российской республики, но пилотирование по этой линии будет производиться как русскими, так и германскими летчиками.
Самолеты московско-берлинской линии имеют опознавательные инициалы "RR" с номерами 1, 2, 3 и т. д. С обеих сторон фюзеляжа герб РСФСР.
ПРИЛЕТ ФОККЕРА R.R.-3
Толпы публики, желавшие присутствовать при спуске второго "Фоккера", начали осаждать Ходынский аэродром 1 мая еще с 12 часов. Развлекаться этой публике пришлось, однако, лишь многочисленными полетами наших летчиков и несколькими эволюциями накануне прилетевшего "Фоккера".
Уже днем стало известно, что ожидавшийся между 1-2 часами дня "Фоккер RR3" прилетит лишь в 8 1/2 час. вечера.
Вечером публика собралась вновь и в достаточном количестве.
Взлетают и опускаются самолеты наших эскадрилий. Плавно описывает круги над Москвой и плавно опускается "Фоккер RR1".
В 7 час. вечера по распоряжению комендатуры аэродрома жизнь в воздухе замирает: чтобы не мешать ожидающемуся гостю, все самолеты опускаются к своим ангарам.
В 8 час. 30 мин. со стороны радиостанции на высоте около 1.000 метров показался "Фоккер RR3". В виду уже сгустившихся сумерек на аэродроме для ориентировки пилота были тотчас же разложены костры.
Высоко взвиваются три красные приветственные ракеты.
В 8 час. 40 мин. RR3 плавно опустился вблизи ангаров школы авиации и, сопровождаемый большой толпой, под приветственные крики "ура" уже на земле подрулил к отведенному для него ангару.
Летчика - германского пилота Стольбрука при выходе из кабинки подхватывают на руки и качают под крики "ура" и дружные аплодисменты.
ОТКРЫТИЕ ЛИНИИ МОСКВА-БЕРЛИН
Таким образом, линия воздушного сообщения Москва-Берлин формально считается уже открытой.
В ближайшие же дни ожидается прилет остальных самолетов эскадрильи, для которых штабу воздушного флота придется спешно оборудовать специальные ангары, так как имеющийся на Ходынском поле большой ангар вмещает только одного "Фоккера".
Поначалу маршрут от Москвы до Берлина был комбинированный. Самолеты прибывали на Кенигсбергский аэродром Девау, а оттуда пассажиров специальными автобусами доставляли на железнодорожный вокзал, откуда отправлялись ночные поезда до Берлина. В 1925 году линия Москва — Кёнигсберг была продлена до Берлина, а с 1926 года на ней стали осуществляться ночные полёты — одни из первых в мире.
Наверное, многие слышали, что одними их первых пассажиров на маршруте Москва-Берлин были молодожены Сергей Есенин и Айседора Дункан, которые вылетели из Москвы уже 10 мая. Однако есть подозрение, что это не факт, а красивая легенда.
Иначе бы эта парочка позировала бы для газет не только на Берлинских улицах, но и рядом с самолетом авиакомпании Дерулюфт. Тем более, если у них нашлись спонсоры, оплатившие весьма недешевые билеты.
Заметка из газеты The New York Herald от 13 мая 1922 года все проясняет окончательно.
Хочешь быть убедительным - давай подробности, но не надо забывать о правдоподобии. Ну какая снежная буря может разразиться в Европе в мае месяце, а? Однако, "...не важно быть, важно прослыть"(с). Простим этим эпатажников, они просто выдавали желаемое за действительное: приехали в Берлин, как и большинство людей, на поезде, а для пущей важности рассказали, что прилетели на самолете.
Ведь эта глупая ложь - ничто по сравнению с восторгом сотен людей, встречавших на Ходынском поле прилетевший из Германии самолет аплодисментами и криками "ура". И вряд ли кто-то из тех, кто качал на руках немецкого летчика, рассчитывал полететь в Кенигсберг в обозримом будущем. Ими двигала радость от чувства единения с миллионами таких же людей, которые живут где-то далеко, но про которых стало можно сказать "мы вместе". Воздушный мост выстраивался не столько между странами, сколько между человеческими сердцами.
Русская традиция качать на руках в знак уважения и признательности, вероятно, оказалась откровением для немецкого пилота Стольбрука, традиционный менталитет которого подразумевает эмоциональную сдержанность. Но мне почему-то кажется, что день 1 мая 1922 года стал для этого летчика одним из самых счастливых в жизни.
После прихода Гитлера к власти, концессионный договор между Россией и Германий продлен не был, и в 1937 году авиакомпания Дерулюфт перестала существовать. За годы своей деятельности она перевезла более 50.000 пассажиров и более 1.500 тонн грузов.
Фокеры Дерулюфт RR7 и RR10. Пролет над Москвой и посадка на центральном аэродроме имени Фрунзе. 1924 год
После Великой Отечественной войны чартерное авиасообщение между СССР и ФРГ возобновилось только в 1958 году, а регулярное - в 1972 году, когда 4 февраля года флагман советского Аэрофлота Ил-62 выполнил первый регулярный пассажирский рейс по маршруту Москва (Шереметьево) – Франкфурт на Майне.
С марта 2022 года прямое авиасообщение между РФ и ФРГ прекратилось.
Однако Филипп, который переехал из Германии в Россию, верит, что его друг Мартин обязательно прилетит к нему в гости прямым рейсом Мюнхен - Москва.
Эта вера и побудила меня написать эту статью.
Уважаемые друзья!
Подписывайтесь на канал Смотри в Корень. Разборы и расследования на основе первоисточников, а также рассказы о незаслуженно забытых литературных произведениях ждут вас.