Найти в Дзене
SteinTank

«Зверобой» против хищных кошек

Ave, господа! Продолжая цикл исторических статей я хочу рассказать вам о крайне необычных, но массовых советских самоходках СУ-152 и ИСУ-152. Вооружённые 152-мм орудиями они были настолько эффективны против немецких «Тигров» и «Пантер», что получили от солдат Красной армии громкое прозвище — «Зверобой». Но как и зачем они были созданы, какова была реальная эффективность этих самоходок, и что о них думали немцы? Обо всём вы узнаете в этой статье, так что устраивайтесь поудобнее, мы начинаем! 152-мм орудие МЛ-20С Изначальной целью, поставленной перед советскими инженерами, была разработка тяжёлой САУ для уничтожения долговременных укреплений противника, и в качестве вооружения была выбрана гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года: Здесь необходимо уточнить, что вообще означает "гаубица-пушка", и почему МЛ-20 так высоко ценилась в советских войсках. Итак: А МЛ-20 была универсальной: сочетая боеприпасы с разной начальной скоростью и различные углы возвышения, можно было добиться как навесной
Оглавление

Ave, господа! Продолжая цикл исторических статей я хочу рассказать вам о крайне необычных, но массовых советских самоходках СУ-152 и ИСУ-152. Вооружённые 152-мм орудиями они были настолько эффективны против немецких «Тигров» и «Пантер», что получили от солдат Красной армии громкое прозвище — «Зверобой».

ИСУ-152 «Зверобой» рядом с подбитой немецкой машиной передовых артиллерийских наблюдателей Pz.Beob.Wg. III, Восточная Пруссия, 1945;
ИСУ-152 «Зверобой» рядом с подбитой немецкой машиной передовых артиллерийских наблюдателей Pz.Beob.Wg. III, Восточная Пруссия, 1945;

Но как и зачем они были созданы, какова была реальная эффективность этих самоходок, и что о них думали немцы? Обо всём вы узнаете в этой статье, так что устраивайтесь поудобнее, мы начинаем!

152-мм орудие МЛ-20С

Изначальной целью, поставленной перед советскими инженерами, была разработка тяжёлой САУ для уничтожения долговременных укреплений противника, и в качестве вооружения была выбрана гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года:

Всего с 1937 по 1946 год было выпущено 6884 МЛ-20;
Всего с 1937 по 1946 год было выпущено 6884 МЛ-20;

Здесь необходимо уточнить, что вообще означает "гаубица-пушка", и почему МЛ-20 так высоко ценилась в советских войсках. Итак:

  • пушки предназначаются для стрельбы по настильной траектории;
  • гаубицы предназначаются для навесной стрельбы с закрытых позиций без прямой видимости цели, и по сравнению с пушками обладают бо́льшим калибром и меньшей длиной ствола;
-3

А МЛ-20 была универсальной: сочетая боеприпасы с разной начальной скоростью и различные углы возвышения, можно было добиться как навесной траектории (как у гаубицы), так и настильной траектории (как у пушки). При этом МЛ-20 была относительно недорогой и освоенной в производстве, поэтому именно её решили модернизировать для установки в самоходку. Новое орудие получило индекс МЛ-20С:

Сборка «Зверобоев» на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ). Гаубица-пушка МЛ-20С калибром 152,4 мм смонтирована в рамке на бронеплите, которая затем будет установлена в броневой рубке ИСУ-152;
Сборка «Зверобоев» на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ). Гаубица-пушка МЛ-20С калибром 152,4 мм смонтирована в рамке на бронеплите, которая затем будет установлена в броневой рубке ИСУ-152;

В качестве боеприпасов могли выступать как бронебойные (600 м/с, дальность 4 км), так и кумулятивные (680 м/с, 3 км) или фугасные/осколочно-фугасные снаряды (425-670 м/с, дальность 8-12 км). Всего в СУ-152 и ИСУ-152 применялось 9 различных типов боеприпасов.

СУ-152

Осенью 1942 года начались работы по созданию "истребителя ДОТов" на базе КВ-1С, а серийное производство новой штурмовой САУ удалось запустить уже в феврале 1943.

Дебютом СУ-152 стала Курская битва, где новая самоходка отлично себя показала, но спешка в проектировании дала о себе знать. В ходе эксплуатации была выявлена малая обзорность, крайне тесное боевое отделение и недостаточный боекомплект. Кроме того, из-за плотной компоновки топливные баки пришлось расположить прямо в боевом отделении, что негативно сказывалось на выживаемости как самих СУ-152, так и их экипажей.

Немецкие солдаты осматривают подбитую СУ-152;
Немецкие солдаты осматривают подбитую СУ-152;

Обычно в таких случаях танк получает модернизацию, но СУ-152... Просто сняли с производства в конце 1943 года. Вместо модернизации ПТ-САУ на базе устаревшего КВ-1С советское руководство решило разработать самоходку на базе нового тяжёлого танка ИС.

ИСУ-152

Основным изменением в сравнении с СУ-152 стало более просторное боевое отделение, что сказалось на габаритах новой машины:

Также у новой самоходки увеличилась толщина брони рубки и корпуса, при этом незначительно ухудшилась мобильность. Топливный бак остался в боевом отделении, но был перенесён с правого борта в переднюю левую часть корпуса, рядом с механиком водителем. Выживаемость машины это явно не повысило, зато командир и заряжающий получили больше места для работы. На этом список более-менее значимых изменений заканчивается, в остальном это была всё та же штурмовая самоходка, вооружённая чудовищным 152-мм орудием.

Таблица с полным списком отличий СУ-152 и ИСУ-152;
Таблица с полным списком отличий СУ-152 и ИСУ-152;

Всего с 1943 по 1947 было произведено 2825 ед. ИСУ-152, что делает её самой массовой тяжёлой САУ в истории. Если прибавить к этому количеству 670 ед. СУ-152, то станет ясно, какую значительную роль сыграл «Зверобой» во Второй мировой войне.

Уже в январе 1944 года ИСУ полностью заместила СУ-152 на сборочных линиях Челябинского Кировского завода;
Уже в январе 1944 года ИСУ полностью заместила СУ-152 на сборочных линиях Челябинского Кировского завода;

Пока мы не перешли к боевой эффективности этих машин, хочу упомянуть две интересные модернизации, которые претерпела ИСУ-152.

Первая модернизация прошла в 1945 году, и заключалась в замене литого лба корпуса на сварной. Как показали полигонные испытания, стойкость сварного лба была выше, чем у литого:

Корпус выпуска февраля 1945 года после обстрела;
Корпус выпуска февраля 1945 года после обстрела;

Помимо этого, ПТ-САУ выпуска 1945 года получали зенитный пулемёт ДШК на крыше и дымовые шашки МДШ:

Вторая модернизация прошла уже после Второй мировой войны, в 1950-х, и в неё входили:

  • Оснащение самоходок приборами ночного видения;
  • Замена устаревшего двигателя В-2ИС на более современный В-54;
  • Увеличение боекомплекта с 21 до 30 выстрелов;
  • Замена прицела и радиостанции на более современные.

Кроме этого, самоходки получили массу незначительных изменений: от модернизированных гусеничных подкрылков до новых траков от Т-10. Всё это позволило эксплуатировать ИСУ-152 аж до 1981 года.

ИСУ-152, покинутая советскими танкистами на улицах Будапешта, Венгерское восстание, 1956 год. Самоходки поздних выпусков легко отличить по подкрылкам от ИС-2М и спаренным бакам на корме;
ИСУ-152, покинутая советскими танкистами на улицах Будапешта, Венгерское восстание, 1956 год. Самоходки поздних выпусков легко отличить по подкрылкам от ИС-2М и спаренным бакам на корме;

Боевая эффективность

О том, что изначально СУ-152 не планировалось использовать в качестве противотанковой САУ, говорит тот факт, что на момент Курской битвы у неё в боекомплекте отсутствовали бронебойные снаряды. Однако вряд ли это могло утешить немецких танкистов, в которых летели 43-килограммовые фугасы с 5,86 кг взрывчатого вещества. От ОФ снарядов СУ-152 страдали даже «Тигры» и «Фердинанды», что уж говорить про лёгкие и средние танки.

СУ-152 выпуска весны 1943 года идут в атаку;
СУ-152 выпуска весны 1943 года идут в атаку;

Уже в августе 1943 в войсках появились бронебойные снаряды для СУ-152, насколько они были эффективны вы можете понять по полигонным испытаниям:

Есть также архивные снимки обстрела «Фердинанда», на которых видно, что 152-мм бронебойный снаряд проломил 200-мм лобовую броню немецкой самоходки с дистанции 1200 м:

Эти фотографии могут ввести вас в заблуждение, что «Зверобой» мог поразить «Фердинанда» прямо в верхний броневой лист. Хочу напомнить вам, что немецкая самоходка перед этим получила не одну сотню попаданий на стрельбище НИБТ Полигона, о чём свидетельствует множество снимков:

Неудивительно, что изрешеченная броня немецкой самоходки просто треснула после попадания 48,8-кг бронебойной болванки. Тем не менее, нет никаких сомнений, что МЛ-20С обладала поистине сокрушительной мощностью. Только посмотрите, что сделало это орудие с 50-мм бронёй немецкой штурмовой САУ «Brummbär»:

Если у вас остались какие-то сомнения, я их развею: экипаж «Brummbär» погиб;
Если у вас остались какие-то сомнения, я их развею: экипаж «Brummbär» погиб;

Практически любой танк противника выходил из строя после попадания ОФ снаряда «Зверобоя»:

Обратите внимание, что ОФ снаряд не долетел до основной брони StuG IV и сдетонировал от попадания в экран. Но немецкую самоходку это не спасло: на снимке видно ещё как минимум два крупнокалиберных попадания;
Обратите внимание, что ОФ снаряд не долетел до основной брони StuG IV и сдетонировал от попадания в экран. Но немецкую самоходку это не спасло: на снимке видно ещё как минимум два крупнокалиберных попадания;

Однако не стоит считать СУ-152 и ИСУ-152 ультимативным оружием, которое "косило немцев направо и налево". Не забывайте, что у немцев были «Тигры», которые до самого конца войны оставались крайне сильными и опасными противниками.

Немецкий танк Pz.Kpfw.VI «Tiger» № 223 из 502-го ТТБ возле подбитого советского танка КВ-1С в районе Ладожского озера;
Немецкий танк Pz.Kpfw.VI «Tiger» № 223 из 502-го ТТБ возле подбитого советского танка КВ-1С в районе Ладожского озера;

7 апреля 1944 года произошёл интересный случай столкновения советской бронетехники и трёх «Тигров» из 502-го ТТБ под управлением Бёльтера, Геринга и Шперлинга. За три часа боя немцы смогли подбить 26 советских танков и САУ, и это несмотря на то, что против них было несколько «Зверобоев». Тем не менее, для «Тигров» бой не прошёл бесследно: от попадания ОФ снаряда СУ-152 у танка Шперлинга раскололо лобовую броню, и хоть машина своим ходом отошла в тыл, восстановить её в полевых условиях было уже невозможно. Танк Бёльтера тоже получил повреждения: у него вышел из строя накатник пушки.

Отто Кариус в командирской башенке своего «Тигра»;
Отто Кариус в командирской башенке своего «Тигра»;

Ещё один немецкий танковый ас, Отто Кариус, не раз сталкивался со «Зверобоями» за время Второй мировой войны. Один раз он чудом выжил после попадания 152-мм снаряда в командирскую башенку «Тигра». Вот, что он вспоминал об этом случае в своей книге "«Тигры» в грязи":

Я хотел зажечь сигарету. Крамер дал мне огня, и в этот самый момент мощный удар потряс наш танк. Это, вероятно, был снаряд сверхкрупного калибра, выпущенный из самоходного орудия. Командирская башенка была полностью снесена с моего «Тигра». Осколки задели мне висок и лицо. Раны, конечно, сильно кровоточили, но не более того. Крамер всегда осуждал меня за курение, но, если бы я не нагнулся, чтобы зажечь сигарету, моя голова осталась бы в башенке в критический момент. Вряд ли нужно говорить о том, что мне бы не сносить головы в самом прямом смысле этого слова.
Удар снаряда, сорвавшего командирскую башенку, пришелся прямо по линии сварки. Мне повезло, потому что, ударь снаряд несколько выше по люку, я бы не отделался так легко, несмотря на спасительный наклон, чтобы прикурить.

Конечно же, нельзя забывать и о самой большой немецкой кошке:

«Королевский тигр» 501-го ТТБ СС с парашютистами на броне. Танк №222, командир – унтершарфюрер Курт Сова;
«Королевский тигр» 501-го ТТБ СС с парашютистами на броне. Танк №222, командир – унтершарфюрер Курт Сова;

«Королевский Тигр» был одним из самых тяжёлых и защищённых танков своего времени, и обстрелы трофейных машин показали, что бронебойные снаряды МЛ-20С не способны пробить его в лобовой проекции. Конечно, от множественных попаданий броня Tiger II покрывалась трещинами, а с дистанции в 100 метров всё-таки удалось добиться пробития нижнего бронелиста, но в реальном бою ББ снаряды не были эффективными.

А вот ОФ снаряды показали себя намного лучше. Хоть броню они и не пробивали, зато могли вызвать разрушение внутренних модулей, в особенности трансмиссии, а обездвиженный танк — мёртвый танк.

Схема бронирования Panzerkampfwagen VI Ausf. B, он же «Tiger II» или «Королевский тигр»;
Схема бронирования Panzerkampfwagen VI Ausf. B, он же «Tiger II» или «Королевский тигр»;

Но полигонные испытания далеки от реальных боевых действий, поэтому наиболее достоверную картину могут представить только сами ветераны. Как человек, прошедший всю войну, Отто Кариус обладал огромным опытом, поэтому его мнение о советском «Зверобое» крайне интересно. В 2015 году российский писатель Артём Драбкин опубликовал книгу "Я дрался на «Тигре»", в которой, помимо прочих интервью, был запечатлён разговор с Отто Кариусом. Вот, что немецкий танковый ас сказал о советских 152-мм САУ:

Да, самоходки 15,2! Правда, они всегда уступали танкам, потому что у них не поворачивалась башня. Они были слишком медленными, с точки зрения управления. У нас имелся определенный опыт борьбы с ними. Они были слишком медленными, стреляли слишком медленно, и если не попадали с первого выстрела, то их можно считать трупами. Потому что ждать, пока они перезарядятся, противник не будет.
Немцы были такими умными, что построили Ягдтигра. Это абсолютное безумие! Самоходки это только поддержка, и небольшого калибра. А 15,2 была огромная, через дуло из винтовки можно застрелить наводчика.
Нам они не сильно вредили. Если удавалось атаковать их сбоку, то они становились легкой добычей. Хотя, один раз меня подбила именно эта самоходка. Это произошло в Нарве. Неожиданно! Я поворачивал налево, а справа выстрелила самоходка. Танк был полностью разрушен. Когда по тебе неожиданно попадает 15,2 снаряд – это очень плохо!

Советские же танкисты прекрасно понимали, насколько уязвима огромная самоходка со скорострельностью 1-2 выстрела в минуту, поэтому выработали свою тактику применения. Тщательная маскировка, быстрая смена огневых позиций и использование «Зверобоев» группами по 4-5 машин значительно повышали их выживаемость. Ну а в городских боях ИСУ-152 была просто незаменима!

Фото советской бронетехники на улице Франкфуртер Алле (Frankfurter Allee) в Берлине. Вот с чем немцам приходилось иметь дело в 1945 году: ИС-2 поздних выпусков (со спрямлённой лобовой деталью), ИСУ-152, Т-34-85 и устрашающая 203-мм гаубица Б-4;
Фото советской бронетехники на улице Франкфуртер Алле (Frankfurter Allee) в Берлине. Вот с чем немцам приходилось иметь дело в 1945 году: ИС-2 поздних выпусков (со спрямлённой лобовой деталью), ИСУ-152, Т-34-85 и устрашающая 203-мм гаубица Б-4;

Заключение

Немцы рассказывают, что особой угрозы «Зверобой» не представлял, а советские танкисты говорят о сотнях уничтоженных «Тигров», «Пантер» и «Фердинандов»... Так какой же была реальная боевая эффективность этих самоходок?

Правда где-то посередине, ведь как и другие машины, «Зверобой» обладал своим набором преимуществ и недостатков. Очевидно одно: эти штурмовые САУ внесли серьёзный вклад в победу Красной армии, и навсегда записали себя на страницы истории.

Что же касается дальнейшего развития, то были представлены различные проекты: от вооружения ИСУ длинноствольными 152-мм пушками БЛ-8 и БЛ-10, до создания Объекта 704, но в серийное производство они так и не пошли.

А как вы думаете, был ли «Зверобой» самой мощной тяжёлой САУ во Второй мировой войне? Пишите своё мнение в комментариях, ставьте лайк этой статье и подписывайтесь на мой канал. Всем удачи на полях сражений!