Нет слов... одни эмоции! Сегодня многие мои ученики-одиннадцатиклассники писали общемосковский пробник по русскому языку, потому весь вечер у нас прошёл в напряжённых обсуждениях и жарких спорах. Варианты... непростые, и в чатах учителей-словесников идёт активное обсуждение спорных заданий.
Я хочу выложить наш с учениками разбор вариантов, чтобы другие ребята, писавшие работу, могли сверить свой результат и найти ответы на волнующие вопросы (да, у многих были ответы, но в них пояснений не даётся). Потому — отступлюсь сегодня от привычного формата канала, разбора сочинений, и уделю немного внимания тестовой части (и её ловушкам 🍄)
Итак, задания 1-3:
1. В первом задании нужно найти притяжательное местоимение. Оно отвечает на вопрос чей? и заменяет имя существительное или имя прилагательное. Чтобы правильно его подобрать, нужно найти слово, которое оно заменяет. В нашем случае «условия обыденной жизни» относятся к человеку:
человека — чьего? — его
2. Второе задание достаточно простое, без подводных камней:
3. Начинаем с определения стиля всего текста: научный. Значит, первый вариант сразу мимо; во втором варианте сверяемся с текстом; в третьем варианте также сверяемся с текстом — риторических обращений в нём нет; в четвёртом всё верно; в пятом, проверяя последний абзац, видим, что деепричастные обороты отсутствуют.
4. Задание на ударения выдалось на удивление простым:
5. А паронимы попались коварные: с дипломантами / адресантами разобраться просто, а вот слова жёсткий и гуманный могли вызвать сомнения. Но всё же ошибка в третьем варианте: человек — удачливый
6. Хотя формулировка труднее, чем поиск лишнего слова, всё же пример достаточно простой: нарушена сочетаемость в неделимых выражениях играть роль / иметь значение:
7. Здесь тоже простой примерчик (хотя слово яслей может запутать):
Вот картинка, объясняющая форму чулок:
8. Восьмое задание не без подвоха. Самая трудная разновидность ошибки в построении предложения с однородными членами:
9. Не обошлось без ловушек в заданиях по орфографии. В 9 попалось слово-исключение словосочетание, слова с историческими чередованиями разжимать и снимать, коварная проверяемая в корне разрядить — разрЯдка:
10. В задании по приставкам попалось слово-исключение взИмать, а также нелюбимая выпускниками приставка чрез- // чрес-.
11. В задание на суффиксы закралось исключение милостИвый (суффикс -ив-, хотя он безударный); остальные слова вполне простые:
12. В самом трудном задании по орфографии, 12-м, тоже есть слово-исключение движИмый, а также формы от глаголов-исключений второго спряжения; ну и, конечно, без прошедшего времени, которое любит запутать, тоже не обошлось (растаЯвший — от растаЯть)
13. Всё-таки попалось слово на правило НЕ- и ДО- / единой приставки НЕДО- в глаголах: в последнем варианте значение недостаточности, поэтому напишем слово слитно:
4. В задании 14 вроде бы всё просто: первый и второй вариант сразу отметаем, так как первые слова дефисные (по-весеннему отвечает на вопрос как? и является наречием, нужен дефис):
15. Зато на правила Н/НН — сразу два трудных слова: тружеНик и начитаННый:
16. А вот тут есть над чем подумать:
Мы решили пойти по пути наименьшего сопротивления и рассмотреть третий вариант как ССП с общим обстоятельством; запятой нет. Тогда подходят предложения 1, 4, 5. Но я категорически против таких спорных примеров и на пробниках, и на реальном экзамене!
17. Трудности здесь — в определении границ оборотов, но это мы прочно отрабатываем при подготовке:
18. В задании на обращения и вводные слова — тоже проверка границ обращения + коварное слово однако, в середине предложения являющегося вводным и нуждающегося в обособлении (выделении запятыми).
19. В сложном предложении две придаточных, обе с двух сторон выделяются запятыми и находятся внутри одной и той же главной части. Не ленитесь выделять основы, тогда всё будет очевидно!
20. Самое трудное место — на цифре 4, союз ИЛИ связывает две однородные придаточные части: отказывался (когда?) — когда стена возникала ИЛИ (когда?) — когда отверзалась бездна. Трудность в том, что союз когда во второй придаточной пропущен — в однородных придаточных любят так запутать. В задании 20 нужно не только выделять основы, но и внимательно искать смысловые связи между частями, проверять себя по вопросам!
21. Снова неоднозначное задание:
Предложение 6 вызвало много споров: первое тире всё-таки ставим в неполном предложении, а два следующих выделяют вставную конструкцию.
22. Тут кое-кто из моих подопечных запутался. Важно понять смысл текста в целом, чтобы не ошибиться с ответом:
- В предложении 4 говорится: «Он (человек-потребитель) готов платить втридорога за "бренд", престижную торговую марку, несмотря на то что качество товара какой-нибудь престижной фирмы не отличается от обычного, серийно производимого товара» — следовательно, утверждение 2 неверно;
- В тексте говорится о том, что потребительство стирает национальные традиции, культурные границы — а вот социальное неравенство наоборот усугубляется: «Бедняки завидуют состоятельным, а состоятельные — богачам. И в этом смысле потребительство сопровождается ростом дифференциации семей по уровню получаемых доходов, углублением социальных различий...» (предложения 17-18) — следовательно, уверждение 3 неверно, а утверждение 4 подходит;
- Про самолюбие (утверждение 5) в тексте было сказано напрямую.
23. Тут вроде бы подвохов не было.
24. Устаревшее слово щеголять...
25. Тут тоже без подвохов, подходит только один вариант с личным местоимением он в начале предложения (на всякий случай ниже — этот фрагмент текста)
26. И самое интересное напоследок: вроде бы хорошо, что из всех возможных средств представлены только синтаксические и тропы, но...
В предложениях 2, 6, 8 есть и однородные члены, и вводные конструкции:
- (2)Тот или иной индивид своим поведением желает, с одной стороны, продемонстрировать престижный социальный статус, a с другой — подчеркнуть свою индивидуальность, неповторимость, самобытность, оригинальность.
- (6)В обществе потребления возникает противоречие между диаметрально противоположными целями: с одной стороны, стремлением индивида выделиться из толпы, а с другой стороны, потребностью не отстать от моды, соответствовать каким-то общепринятым стандартам и нормам поведения, навязанным ему рекламой или СМИ.
- (8)Когда кто-то один вдевает кольцо в ноздрю или красит свои волосы в зелёный цвет, то он, вне всякого сомнения, оригинален.
Остановимся на варианте с вводными конструкциями, раз уж они есть. Они помогают внести в публицистический текст последовательность и определённую выразительность.
Резюмируя всё, что было сказано, ответственно заявляю: и пробник, и досрочный экзамен показали, что готовиться нужно к худшему.
При подготовке обязательно повторите слова-исключения, все подводные камни к каждому заданию тестовой части; при работе с заданиями по пунктуации уделяйте побольше времени графическому разбору предложений, выделению границ частей, построению схем — халявы не будет, нужно как можно лучше проверить каждую цифру в ответе...
Сил вам! Осталось совсем немного, и это пройдёт!
Разбор второго варианта можно прочитать тут
📥 Скачать сканы вариантов можно на диске по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1vpNpvR9G8kajYSwNlBTYlvej4Nff-eTj?usp=sharing
📝 Буду рада обсуждению, вашим мыслям и сомнениям по поводу этого варианта. Делитесь, как написали пробник? Что говорят ваши ученики?
Поддержите развивающийся канал лайком, репостом, комментарием или подпиской — впереди много полезных материалов, ваша обратная связь вдохновляет меня на их создание ✨