Александр Леонидович Княжинский – оператор, снявший один из самых
великих фильмов мирового кинематографа – «Сталкер», но сегодня я
сосредоточусь на другом произведении.
Этот талантливый оператор и интереснейший человек родился 24 января 1936
года в Москве. В 1960 году окончил операторский факультет ВГИКа
(мастерская Бориса Волчека). После окончания ВГИКа работал оператором-
постановщиком на «Беларусьфильме», в 1965 году вернулся в Москву и
работал на студии «Мосфильм». Княжинский снимал в разных жанрах,
несмотря на упрямый нрав он умел найти подход почти ко всем режиссерам.
«Почти всегда он был внутренне, а чаще внешне не согласен — со всем не
согласен. У него было всякий раз свое представление о том, как нужно
было на самом деле снимать кино. А все-таки был профессионалом. И
профессионализм одерживал верх над характером, натурой, нравом. Его
послужной список — лучшее тому свидетельство. Такая у него была судьба
в искусстве. Все-таки умел подстроиться под режиссера и не навязывал
фильму свою «индивидуальность». Достаточно было ему почувствовать, что
режиссер, с которым он имел дело, истинно предан цели, он был готов
открыть ему всего себя.» - писал сценарист Павел Финн.
«Осень» - фильм 1974г, снятый Александром Княжинским вместе с
режиссером Андреем Смирновым. По сюжету пара проводит семь дней в
деревне. До этого они давно не виделись, у нее – муж, у него – жена. Но они
по-прежнему любят друг друга, как и в юности.
Отличительной чертой этого фильма с операторской точки зрения является
удивительное взаимодействие с погодой.
Четвертый день самый маленький по хронометражу, но при этом самый
светлый и солнечный. Оператор проводит длинные панорамы на
длиннофокусной оптике и сопровождает героев в их прогулках по полям. Свет
солнечный, жесткий, конторовой, от чего и герои и обстановка вокруг них
выглядит тепло и нежно. Кончается же этот день статичным общим планом,
где герои лежат в обнимку на кровати. Через эти операторские решения
передается чувство любви и счастья, которое испытывают персонажи.
Особенно запоминается четвертый день, так как в остальное время погода в
фильме пасмурная, лишь с небольшими просветами солнца. Как в сцене с
рыбалкой, где из проливного дождя герои попадают в кадры с отблесками на
воде, а потом опять в пасмурную погоду, как только начинают трудный
разговор о взаимоотношениях. Погода на протяжении всего фильма
сопутствует состоянию и настроению героев, что было бы невозможно без
изначального операторского решения.
Другой важной особенностью фильма являются излюбленные приемы
Княжинского: долгие, продуманные мизансцены и длинные панорамы. Кадр с
прочтением главным героем стихотворения не просто показывает эмоции
героини, а дополняет смысл стихотворения путем панорамы по
второстепенным персонажам, которые сидят в баре, прощаются на улице,
покупают пиво.
Ночные сцены в фильме решены в высоком контрасте. Оператор оставляет
белый белым, а черный черным, не боясь практически проваливать его.
«Все операторское мастерство, несмотря на всякие новые веяния,
проявляется только в одном: есть ли в картине черный и белый цвет.»
Освещение же этих сцен имеет два варианта, либо преобладающий эффект
лунного света, либо точечные теплые источники в кадре.
Всё изобразительное решение фильма стремится к простоте и
монохромности, что так же выделяет Княжинского на протяжении
практически всех его работ.