Найти тему
кинопанорама

Александр Княжинский и мой любимый фильм "Осень"

Александр Леонидович Княжинский – оператор, снявший один из самых

великих фильмов мирового кинематографа – «Сталкер», но сегодня я

сосредоточусь на другом произведении.

Александр Княжинский на съемках фильма "Сталкер"
Александр Княжинский на съемках фильма "Сталкер"

Этот талантливый оператор и интереснейший человек родился 24 января 1936

года в Москве. В 1960 году окончил операторский факультет ВГИКа

(мастерская Бориса Волчека). После окончания ВГИКа работал оператором-

постановщиком на «Беларусьфильме», в 1965 году вернулся в Москву и

работал на студии «Мосфильм». Княжинский снимал в разных жанрах,

несмотря на упрямый нрав он умел найти подход почти ко всем режиссерам.

Александр Княжинский, Анатольй Ромашин, Андрей Хржановский, Андрей Смирнов.
Александр Княжинский, Анатольй Ромашин, Андрей Хржановский, Андрей Смирнов.
«Почти всегда он был внутренне, а чаще внешне не согласен — со всем не
согласен. У него было всякий раз свое представление о том, как нужно
было на самом деле снимать кино. А все-таки был профессионалом. И
профессионализм одерживал верх над характером, натурой, нравом. Его
послужной список — лучшее тому свидетельство. Такая у него была судьба
в искусстве. Все-таки умел подстроиться под режиссера и не навязывал
фильму свою «индивидуальность». Достаточно было ему почувствовать, что
режиссер, с которым он имел дело, истинно предан цели, он был готов
открыть ему всего себя.» - писал сценарист Павел Финн.

-3

«Осень» - фильм 1974г, снятый Александром Княжинским вместе с

режиссером Андреем Смирновым. По сюжету пара проводит семь дней в

деревне. До этого они давно не виделись, у нее – муж, у него – жена. Но они

по-прежнему любят друг друга, как и в юности.

Отличительной чертой этого фильма с операторской точки зрения является

удивительное взаимодействие с погодой.

Четвертый день самый маленький по хронометражу, но при этом самый

светлый и солнечный. Оператор проводит длинные панорамы на

длиннофокусной оптике и сопровождает героев в их прогулках по полям. Свет

солнечный, жесткий, конторовой, от чего и герои и обстановка вокруг них

выглядит тепло и нежно. Кончается же этот день статичным общим планом,

где герои лежат в обнимку на кровати. Через эти операторские решения

передается чувство любви и счастья, которое испытывают персонажи.

Особенно запоминается четвертый день, так как в остальное время погода в

фильме пасмурная, лишь с небольшими просветами солнца. Как в сцене с

рыбалкой, где из проливного дождя герои попадают в кадры с отблесками на

воде, а потом опять в пасмурную погоду, как только начинают трудный

разговор о взаимоотношениях. Погода на протяжении всего фильма

сопутствует состоянию и настроению героев, что было бы невозможно без

изначального операторского решения.

Другой важной особенностью фильма являются излюбленные приемы

Княжинского: долгие, продуманные мизансцены и длинные панорамы. Кадр с

прочтением главным героем стихотворения не просто показывает эмоции

героини, а дополняет смысл стихотворения путем панорамы по

второстепенным персонажам, которые сидят в баре, прощаются на улице,

покупают пиво.

Ночные сцены в фильме решены в высоком контрасте. Оператор оставляет

белый белым, а черный черным, не боясь практически проваливать его.

«Все операторское мастерство, несмотря на всякие новые веяния,
проявляется только в одном: есть ли в картине черный и белый цвет.»

Освещение же этих сцен имеет два варианта, либо преобладающий эффект

лунного света, либо точечные теплые источники в кадре.

Александр Княжинский
Александр Княжинский

Всё изобразительное решение фильма стремится к простоте и

монохромности, что так же выделяет Княжинского на протяжении

практически всех его работ.