Найти тему

«Банальная» фотография

Нет ничего сложнее для фотографа, чем в банальном сюжете увидеть историю. Этот короткий текст посвящается банальной фотографии.

Волгоград, 1992 (для Business Week). Nikon FM2; Nikkor 180/2,8; Kodak Ektachrome E100.
Волгоград, 1992 (для Business Week). Nikon FM2; Nikkor 180/2,8; Kodak Ektachrome E100.

Когда-то давным-давно в 1992 году, будучи проездом в славном городе Волгограде, я шёл по незнакомой улице. Уже под вечер. Вокруг была обычная советская среда с редкими автомобилями, куда-то спещащими прохожими и бродячими собаками. В магазин с названием «Молоко» стояла очередь с бидонами и большими хозяйственными сумками - классическая картина того времени любого российского города, хоть Волгограда, хоть Москвы. Несмотря на то, что Советского Союза уже как год не существовало, кое-какие магазины были государственными, и цены в них были «государственными». Поэтому и очередь стояла.

В частных магазинчиках уже было всё и без очереди, но дорого. Я никогда не забуду сценку из 1989-го в молочном на Арбате в Москве: стоит бедно одетая пожилая женщина лет восьмидесяти и плачет, глядя на литровый пакет иноземного молока «Parmalat» за 11 рублей 00 копеек. А другого молока нет - раскупили советское молоко (кажется в Москве оно стоило 30 копеек за литр). И она реально плачет от этого ужаса, что не сможет теперь покупать молоко. Я и сам очумел от этой цены, и самому стало жутко. И хотя у меня была с собой камера, я не смог сделать снимок с этой женщиной, рука не поднялась.

Я даже не знаю зачем снял эту волгоградскую очередь - настолько банальный сюжет для того времени. А всё банальное мы как-то пропускаем мимо сознания - редко кто из фотографов умеет снимать «банальное» - я вот точно не умею. А тут зачем-то сфотографировал. И вот спустя 32 года от сотворения эта фотография заиграла совсем иными красками. В ней вся наша перестроечная жизнь, которая осталась на задворках памяти. С дефицитом туалетной бумаги и мыла, со скучными витринами и пустыми полками, с женщинами в платьях, а не в брюках, с трёхлитровыми бидонами, которые ныне лежат на антресолях за ненадобностью.

Я люблю смотреть работы, отстоящие от нас на несколько лет. Там видно то, что мы пропустили мимо сердца, проживая то время. Я уже упоминал некоторые знаковые имёна фотографов Советского Союза и постсоветской России, которые поражают наше воображение в точности фиксации на плёнке прошедшего времени. Это и Владимир Сёмин, и Валерий Щеколдин, и Владимир Соколаев, и Марлен Матус, и...

И сейчас я хочу показать работы удивительного фотографа из Сыктывкара Сергея Зиновьева. Я открыл это имя для себя совсем недавно. И уже несколько недель подряд наслаждаюсь фотографиями, которые он разместил в своем блоге. И всем настоятельно советую посмотреть его блог, потому что такого количества хороших фотографий в хорошем качестве и в одном месте мало где можно увидеть. У меня давно такого праздника не было. Да, почитайте обязательно комментарии к фотографиям - вот она прикладная польза от творчества.

Сергей Зиновьев
Сергей Зиновьев

А это его двадцать три работы:

Если не устали, то ещё двадцать две:

Я не уверен, что отобрал самые лучшие работы С. Зиновьева, потому что они все «лучшие», а в его Вк их больше двух тысяч. Уверен, Сергей достоин звания Почётный гражданин Республики Коми за свой труд - давайте, земляки, проявляйте инициативу!

Тут, на просторах Сети, бьются за самую правдивую Правду о прошлом: какое оно - светлое или не очень. А оно вот такое разное - и светлое, и серое, и тёмное. И надо помнить, что через 50 лет любая фотография становится «исторической». Ну, может, через 51. Поэтому снимайте банальное, но только талантливо, как Зиновьев или Щеколдин.

С уважением, А.Р.