Гуляли мы с Кейси по улицам. Лужи кругом после дождя, на поле некуда выйти. На полянке напротив лесопарка вдруг заметили давнюю знакомую со смешной собачкой. Из-за собачки обратили внимание, затем человека узнали. Обрадовались и огорчились.
Потому что Наташа - хозяйка киоска, который был у нас во дворе. Вроде уже и привыкли, но в глубине души теплилась надежда.
Киоск появился в конце двора возле соседнего дома. Лет пять или шесть назад. Мы не обратили внимания на очередное строение, даже фыркнули - лезут всякие. Думают, халупа их нужна здесь кому-то. В шаговой доступности куча магазинов, плюс рынок. Алконавтов привлекать, что ли, собираются? Очередное злачное местечко?
Потому что два уже существовали. Один киоск давным-давно напротив детского сада воткнули. Поначалу мы обрадовались. Удобно, когда что-то нужно срочно купить, чтобы далеко не тащиться. Продавали обычные продукты. Чуть дороже, конечно, зато под носом.
Затем владельца поставила солидное сооружение вместо маленького киоска. Площадку сделала со столиками-скамейками.
Но покупать в этом "супермаркете" оказалось нечего. Хлеб не завезли, молоко вчерашнее, макароны завтра будут, а масла последняя пачка. И картина одинаковая в любое время - вчера, сегодня, завтра. Мы с мужем по наивности недоумевали, пока соседи не объяснили, что заведение теперь для алконавтов. От них и заработок. Всё остальное - прикрытие. Сплошные шоколадки с чипсами, за которыми школьники заходили.
Следующий киоск появился в торце нашего дома. Жильцы устроили бизнес. Тоже поначалу соседи возрадовались - вообще полшага. Зачастили было. И быстро пришло разочарование. Купить практически нечего, цены высокие, хлеб вчерашний и т. д. Да и вид внутри навевал уныние. Полупустые полки, сумрачное освещение.
Зато сбоку появились лавочки со столиками. Понятно. Очередное пристанище алконавтов.
Третий киоск
И когда вдруг увидели новое сооружение, фыркнули недовольно - ну-ну. Размечтались хозяева. Здесь уже два есть, на всех алконавтов не хватит. За продуктами народ всё равно не пойдёт, когда в шаговой доступности полно супермаркетов. Скорее бы прогорели, нам рядом вот это не нужно.
И вдруг соседка-старушка, над которой у нас опекунство, раз сказала, что всё купила сама, второй и третий. Странно. Где, спрашивается, если далеко не ходила?
Оказалось, что в новом киоске. Очень даже Ильинична заведение хвалила.
Через некоторое время мой муж заглянул. Не впечатлило заведение. Само помещение крохотное, всё завалено-заставлено, ещё холодильная витрина сбоку. Повернуться буквально негде. Но что-то купил. Заходить в дальнейшем вовсе не планировал.
Случайно вышло, что не оказалось дома какого-то продукта. По привычке муж направил стопы в магазин, а по дороге вдруг свернул в новый киоск. И на этом путь закончил. Цена в киоске не превышала стандартную в магазинах.
И повадились мы тоже заглядывать в заведение поблизости. Удобно. Тем более, что каждый день видели машину, которая привозила свежие продукты. А в киоске появились ещё пирожные. Мы подсели на любимый "Наполеон", коли в шаговой доступности. Заодно потихоньку и другие продукты покупали.
Но теперь в киоске оказались очереди. Постоянно пять-шесть человек стояли снаружи, потому что помещение маленькое.
Затем вокруг возникли скамейки. На них сидели не алконавты, хотя пиво хозяйка Наташа тоже продавала. И сразу любителей отгоняла подальше. На удобных скамейках со спинками восседали бабульки, говорили о своём, о девичьем. Присаживались мамочки с колясками. Потихоньку вокруг киоска образовался клуб по интересам.
И завелись кошки. Кормила их Наташа и все желающие. Затем пришли собаки. Добрые, контактные. Их тоже все кормили.
Второй киоск (позади) поставили с овощами, но прогорел он быстро.
Мы с мужем заглядывали в киоск по случаю. Пирожные, например. Основные продукты покупали в магазинах и на рынке. Пока однажды в доме не закончилась соль.
Подобной мелочи в крохотном киоске не будет, разумеется. Совсем не выгодно. Но муж заглянул на всякий случай. К величайшему изумлению, соль купил.
Следующим был уксус.
В прежних двух киосках продавали товар, который выгодно хозяину. Где маржа (навар) больше. Для алконавтов бутылки, для школьников шоколадки с чипсами. Соль, хлеб, уксус и прочая дребедень приносят копейки, зато место зря занимают.
Но вдруг муж принёс уксус. Заодно спросил крышки, которые для закруток - пожалуйста. Буквально "в Греции всё есть". При этом Наташа знала всех окрестных покупателей, даже меня, хотя заходила весьма редко. Помнила, где чей муж и жена, дети-внуки. Не хватало денег - записывала в долг.
В киоске было абсолютно всё. Наисвежайшее. Начиная от базовых потребностей (хлеб, сахар, мука, молоко) и заканчивая шоколадками с чупа-чупсами.
Мороженое, сок, напитки, творог, сыр, крупа в ассортименте - всё помещалось в крохотном киоске.
Мы практически забыли дорогу в другие магазины. А зачем? Во время известных ограничений у нас закрыли все рынки, мелкие магазины и киоски. Оставили супермаркеты, куда змеились дикие очереди, потому что запускали внутрь по пять человек.
Зато маленький киоск среди дворов не тронули. Торговля у Наташи процветала. И народу вокруг хорошо было.
Но больше всех киоск во все времена любили пенсионеры и мамочки с колясками. Первым трудно ходить далеко, а вторым тоже не слишком весело с малышами по магазинам вертеться. Бабульки вовсе устраивали посиделки на лавочках после покупок. Неприметный киоск стал центром общения среди ближайших домов спального района. Тем более, что всё свежее, хозяйка покупателей в лицо знала, включая чад и домочадцев.
Наташа следила за чистотой вокруг и чтобы никакие алконавты не собирались.
И вдруг однажды вывесила петицию, попросила подписать. Оказалось, что кто-то нажаловался. Подписей наставили на несколько листов, чтобы наш киоск оставили в покое.
Вроде, оставили. Через некоторое время проблема возникла заново. По городу шла чистка, убирали с улиц киоски. Но наш стоял среди дворов и никому вид не портил! Опять петицию подписывали, чтобы не трогали. Когда Наташа на 10 дней уходила в отпуск - буквально катастрофа! Отвыкли тащиться куда-то за продуктами.
И в августе 2022
Наташа повесила объявление, что уходит в отпуск на две недели. Народ взвыл. Пожелал, конечно, приятного отдыха, но взвыл. Дни считали, когда Наташа вернётся.
Наташа вернулась. Но почему-то киоск не работал. Никаких объявлений вокруг, ничего, просто стоял закрытый.
Однажды мы с мужем шли с прогулки на поле - а киоск открыт! Народ вокруг собирался, кошки вертелись, которых и без Наташи кормили, но всё равно вертелись. И люди со всех сторон спешили, радовались. Напрасно. Наташа всех огорошила - пока работать не будет. Возникли сложности.
Народ предложил, если что - грудью встать на защиту! Подпишем! Где бумаги, заявления? Наташа охолодила горячие головы, проблема не в заявлении. Сама ещё толком не поняла, в чём именно.
Поник народ, разошёлся.
Ещё через пару дней опять мы шли с Кейси с поля, застали Наташу в киоске. На этот раз узнали, в чём проблема.
Вот в чём - не приватизирована земля. Разрешение, чтобы киоск поставить, Наташа получила. Лет пять-шесть прошло, когда власти спохватились - опа! Земелька-то муниципальная! Значит, незаконное строение, убрать его!
А чтобы стало законным, стоимость клочка земли среди дворов на краю города - космическая. Сумму Наташа назвала, сейчас я не помню. Никаких кредитов не хватит.
Но проблема даже не в сумме. Просто выкупить землю нельзя, исключительно участвуя в аукционе. А чтобы подать заявление, взнос тоже космический, словно здесь Клондайк, а не пятачок пыльный.
Но всё-таки Наташа подумывала в аукционе участвовать, я предложила - пусть кинет клич, хоть по 10-20-50 леев соберем, а кто и больше. Очень без киоска плохо! Наташа отмахнулась - сама. Не факт, что выиграет, зачем людей напрягать.
И стоял киоск закрытый несколько месяцев. Наташа телефон оставила, позвонили, спросили.
Аукцион просто не состоялся. Никого не заинтересовал кусочек земли среди дворов. Но киоск оставить всё равно нельзя! Потому что земля муниципальная. Чтобы выкупить, должен состоятся аукцион, который - наша песня хороша, начинай сначала.
Поскольку Наташа не вчера в торговле, раньше другой киоск был, то и ходы-выходы знала. К юристам обратилась. Почему-то ничего не помогло. Или условия поставили, что связываться не захотела. Этого я не знаю. В любом случае, несколько месяцев киоск простоял закрытый. Товар Наташа давно забрала.
Мы всё надеялись
А вдруг? Время от времени кто-нибудь из окрестных жителей подходил, пытался внутрь сквозь стекло заглянуть. А вдруг?
Очень без киоска оказалось плохо. Теперь за каждой мелочью приходилось тащиться на рынок или в супермаркеты. А мы отвыкли! Например, сидели дома, вдруг мороженое захотелось - раз и сбегали к Наташе. Хлеб закончился, уксус, мука, молоко - бегом к Наташе. Можно без денег, после рассчитаемся. И кофе она ещё делала, тоже народ баловался.
Не говоря о бабульках на скамейках, прочих пенсионерах и мамочках с колясками.
Люди шли с работы (моя дочь, например), всё необходимое под боком покупали. Никаких столпотворений по супермаркетам. Цены иногда ниже были у Наташи.
Но теперь киоск не работал. Мы ещё думали, каким образом его вывозить отсюда будут? Грузовик с краном не подъедут. Каким образом ставили, внимания не обратили.
Оказалось, что никакой кран и не нужен. Подъехала небольшая машинка, киоск разобрали, погрузили - до свидания. Всё.
Полтора года клочок земли пустует. Никаких аукционов, ничего. Не нужен другим клочок между домами на краю города. Нет желающих приватизировать землю. Есть Наташа. Но цена космическая. И без аукциона нельзя. Насколько мы поняли, система именно такая.
Киоск в торце нашего дома давно прекратил существование, а который в стороне со столиками для алконавтов - живёт и здравствует. Оказалось, что владелица приватизировала землю сразу ещё в 90-е. Большое подозрение, что нажаловалась она именно. Бабульки, которым тяжело ходить, худо-бедно к ней и потянулись.
Кому выгодно? Видимо, ей и супермаркетам. Наверное, миллионы с наших нескольких девятиэтажек заработали. Пенсионеров и мамочек не спросили, удобно ли им, хорошо ли.
Получается, что все стопятьсот магазинов и рынок расположены со стороны проспекта, а с нашего угла сплошные автомойки с заправками. Ничего, пусть ходит народ, прогуливается. Никак нельзя нарушить закон, чтобы клочок земли не приватизировали, а удобный для жителей киоск поставили. Никак.
И недавно гуляли мы с Кейси по улицам после дождя. Случайно встретили Наташу со смешной собачкой. Конечно, спросили - а вдруг? Вернее, что теперь делает.
Ничего. Дома сидит.
Человек лишился бизнеса, жители остались без удобного киоска. Зачем? Кому выгодно? Видимо, кому-то выгодно.
Вот на этом клочке был киоск. Чистенько, плитка вокруг, которую тоже сняли вместе с киоском. Теперь песок и пыль, бетонный остов остался. Но кто-то доволен, что киоск ушёл в прошлое.
А было так