Система в турбулентной яме оптимизации. Предыстория к дискуссии
То, что врач реаниматолог может назвать неудачей, для человека и пациента обращается концом. В прямом смысле. А для родственников больного – изменением судеб целого рода (порою).
Осознание этого врачами реаниматологами – тяжелый груз ответственности, который с годами и опытом ещё тяжелее. Эту ответственность сложно нести осознанно в условиях избыточных и иногда сверхчеловеческих нагрузок, спустившихся на долю врачей после очередной оптимизации здравоохранения.
Врачу дали без права выбора, в условиях уже имеющегося кадрового дефицита, дополнительную нагрузку, увеличив поток больных за счет закрытия ряда крупных больниц города. Так оптимизаторы - управленцы отчитываются о повышении зарплат мед работникам до достойного уровня или среднего по региону. Математика такая, зарплаты выросли до 30%, нагрузки от 50%.
Эффективность и качество оказания помощи в новых условиях – такой графы в отчетах чиновников, скорее всего, нет.
Со всеми проблемами оптимизации встречается пациент и мед работник. Сёстры с «сорванными» спинами и нервами. Врачи со стираемыми идеями быть полезными народу и государству. Прошедшие адскую ковку мозгов анатомией, гистологией, физиологией и другими предметами, которые не все смогли пройти на пути к диплому, врачи не чувствуют себя на рабочем месте работниками, которых ценит работодатель. Многие на грани физиологического и психического выживания. Из-за нечеловеческих перегрузок человек начинает о других думать – меньше. И хорошо, если думает.
Для больного попасть в перегруженную реанимацию может стать фатальным в короткое время. Для врача – такой расклад испортит всю профессиональную жизнь грузом нереализованного таланта и вины за несделанное. Не сделанное то, что мог умом и руками, и не успел ввиду физического отсутствия времени из-за перегрузки больными.
Кто-то скажет, что так не всегда. Да. Но проблема системная. И человек не выбирает, когда попасть в больницу.
В эпоху развивающегося капитализма работы сверх КЗОТа стали нормой, а сам КЗОТ (нормы труда) попросту отменили как понятие.
Как получается (не у всех) лечить и не перегорать после неудач?
Сразу скажу своё мнение. На этот вопрос может ответить только врач, или человек прошедший через тяжелый жизненный опыт, или квалифицированный психолог.
И этот вопрос будет рассмотрен в следующей статье с очередной историей из моей практики. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить.
Рассказывая о своем опыте работы в отделении реанимации, я не могу не затронуть негативные сценарии развития событий. Трагедии бывают неизбежны, несмотря на предпринятые усилия врачей.
Сегодняшнюю тему я поднимаю для того, чтобы узнать, как уважаемый читатель отнесется к историям без «хеппи-энда».
Начало дискуссии на примере мнений
Я приведу для дискуссии 3 разных мнения. Они полярные. Исходят из крайностей восприятия действительности людьми и от горя после дурного известия.
Эти мнения – отражение реальных социальных процессов, которые начались не вчера и поместили врача и пациента в такие отношения, в которых мы есть.
Самые «яркие», услышанные за годы работы в реанимации, мнения.
- Мнение 1. Как врачу лечить после неудач (мнение в день смерти)?
Никак. Врачи не спасшие дорогого мне человека должны сами теперь страдать до конца дней. И не имеют права на собственную счастливую жизнь. - Мнение 2. (Через 3 дня от плохого известия)
Никак. Врач не имеет права работать по профессии, раз не спас моего человека. Он и не хотел спасать. Дармоеды. Напокупали дипломов и пьют чаи, вместо того, чтобы помогать. - Мнение 3. Спустя неделю от известия.
Врачи не оказывают помощь (как раньше), а оказывают услугу. В этом виноваты мы, общество. Мы не создали врачу повод гордиться профессией и чувствовать наше уважение. Телевизоры через ток-шоу (в преддверии оптимизации – примечание автора статьи) вдруг заговорили о их неудачах и некомпетентности, не давая другой (не озвученной) правды - о героическом труде.
Так мы приблизили «цепляющую зрителя чернуху» ток-шоу в нашу жизнь.
Как некоторым бездарным артистам телевизоры дали аудиторию, так от одаренных врачей они забрали уважение к их труду.
Общество так показало врачам наше восприятие ценности их труда, как не каждый иноагент сможет похвастаться своей разрушающей «правдой». Ведь если твердить человеку, что он плохой. Он таким станет. Точно не станет лучше!.. Ментальность , что врачам мы ничего не должны, а врачи – должны всё, странная. Ведь мы платим даже сантехнику за 5 минут работы в ванной. А тут врачи, сутками помогающие выживать десяткам больных. Кто этого не понимает, будет удивляться в своей жизни еще не раз. Я хотел. И буду хотеть моим близким добра. И вопрос не в призвании, однажды выбрав которое, врач (живой человек) должен страдать от перегрузок, неуважения, низкой финансовой свободы и нашего "тыкания" их долгом. Вопрос в моем уважении к себе и моих близким. Поэтому мой врач получит и моё уважение, и финансы, которые я только смогу дать. Тогда и он – сделает всё, что в его силах. Это формула моего мира. И я знаю, что я сделала всё от меня зависящее. И верю в то же за врачей.
Консультация специалиста в сложных медицинских случаях